Государственной программой «Развитие рыбохозяйственного комплекса» и отраслевой программой «Развитие товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) на 2015–2020 годы в Российской Федерации» предусмотрен объем производства рыбной продукции в 2020 г. — 315 тыс. т, т. е. более чем в 2 раза по сравнению с показателями 2015 г. (153 тыс. т). По итогам 2016 г. в Российской Федерации выращено 173,64 тыс. т товарной рыбы. Карповые рыбы — собственно карп (68 тыс. т) и растительноядные виды рыб (39 тыс. т) — составляют 64% объемов производства товарного рыбоводства Российской Федерации. Для достижения таких результатов необходима интенсификация рыбоводного производства, в частности повышение использования племенных, высокопродуктивных рыб. В настоящее время доля племенного посадочного материала в общем объеме выращенного посадочного материала по разным видам рыб ежегодно составляет 10–30%.
Отраслевой программой предусматривается к 2020 г. довести долю высокопродуктивных карповых, в том числе растительноядных видов рыб, в общем объеме производства с 20 до 50%. Использование в прудовом рыбоводстве племенной продукции без существенных материальных затрат на расширение прудовых площадей позволит увеличить объем выращивания прудовой рыбы на 20 тыс. т ежегодно [2, 4].
Как указывалось выше, наряду с карпом в южных регионах России широко используются в рыбоводстве растительноядные рыбы. К этой группе относится два вида толстолобиков и два вида амуров (рисунок). Очень ценным видом является белый амур. Это единственный вид, питающийся высшей водной растительностью. Он пользуется большим спросом как естественный мелиоратор водоемов. Однако теплолюбивость растительноядных не дает возможности использовать его для мелиорации водоемов в 1–3 рыбоводных зонах, и задача «северизации» этого вида является весьма актуальной.
Высочайшая плодовитость, свойственная видам, относящимся к этому комплексу, послужила причиной того, что во многих хозяйствах использовали очень ограниченное количество производителей, что, в свою очередь, привело к возникновению инбредной депрессии. Кроме того, спонтанно происходил отбор в «минус-сторону» по массе тела, так как с крупными рыбами было трудно работать [1].