По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.2 DOI:10.33920/med-03-2108-06

Состояние преобразований в системе здравоохранения РФ

Голощапова Людмила Вячеславовна канд. экон. наук, доцент базовой кафедры финансового контроля, анализа и аудита Главного контрольного управления г. Москвы, ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», Москва, Россия, 8 926 883 377, Е-mail: cool.lvg2012@yandex.ru

Исследование посвящено анализу внедренных мероприятий в отношении сферы здравоохранения в РФ, которые призваны улучшить уровень жизни граждан. В частности, рассматривается государственная программа РФ «Развитие здравоохранения». В работе анализируются количественные статистические показатели, которые наиболее репрезентативно отражают результаты, достигнутые на современном этапе. Также целью работы является выявить, как сейчас преобразуется система здравоохранения РФ и какие перспективы предоставляются государством. Цель исследования: анализ процесса реализации государственных программ в сфере здравоохранения с точки зрения количественно-качественных характеристик их исполнения. Материалы, методы и условия проведения исследований. Изучены материалы реализации государственной программы «Развитие здравоохранения», национального проекта «Здравоохранение», статистических ежегодников Федеральной службы государственной статистики за 2018–2020 гг., а также статистическая информация из баз данных Росгосстата. Задачи исследования: проанализировать и оценить состояние проводимых преобразований в системе здравоохранения РФ посредством определения основных направлений развития, а также анализа соответствующих статистических данных. Перспектива исследования. В настоящее время, как никогда, актуальна проблема развития здравоохранения, приобретающая особенно острый характер на фоне распространения пандемии COVID-19. Для оперативного реагирования и устранения очагов распространения заражения необходима достаточная обеспеченность населения базовыми параметрами обеспечения медицинскими услугами. Следовательно, важно проанализировать, насколько эффективны действия со стороны государства для увеличения соотношения количества врачей к количеству населения. Вместе с тем необходимо рассмотреть возможности для мотивации работников этой сферы, которые созданы в настоящее время.

Литература:

1. Никитина С. Ю. Ресурсы организации здравоохранения по субъектам Российской Федерации в 2017 г.: российский статистический ежегодник. — М.: Росстат, 2018. — С. 210–211.

2. Никитина С. Ю. Ресурсы организации здравоохранения по субъектам Российской Федерации в 2018 г.: российский статистический ежегодник. — М.: Росстат, 2019. — С. 224–225.

3. Никитина С. Ю. Ресурсы организации здравоохранения по субъектам Российской Федерации в 2019 г.: российский статистический ежегодник. — М.: Росстат, 2020. –. С. 221–222.

4. Государственная программа Российской Федерации «Развитие Здравоохранения» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://minzdrav.gov.ru/ministry/programms/health/info (дата обращения: 19.06.2021).

5. Ежеквартальная информация об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://minfin.gov.ru/common/module_router.php?page_id=3956&area_id=65&id_65=93448 (дата обращения: 19.06.2021).

6. Программа «Земский доктор (фельдшер)» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://kuzdrav.ru/special/zemdoctor.php (дата обращения: 19.06.2021).

1. Nikitina S. Y. Resources of the healthcare organization for the subjects of the Russian Federation in 2017 / Russian Statistical Yearbook. 2018 / Stat. sat. / Rosstat. — P76 M., 2018–694 p. s. 210–211 (accessed 19.06.2021).

2. Nikitina S. Y. Resources of the healthcare organization for the subjects of the Russian Federation in 2018 / Russian Statistical Yearbook. 2019 / Stat. sat. / Rosstat. — M., 2019–708 p. p. 224–225 (accessed 19.06.2021).

3. Nikitina S. Y. Resources of the healthcare organization for the subjects of the Russian Federation in 2019 / Russian Statistical Yearbook. 2020 / Stat. sat. / Rosstat. — M., 2020–700 p. p. 221–222 (accessed 19.06.2021).

4. State program of the Russian Federation «Development of Healthcare» [Electronic resource]. — Access mode: https://minzdrav.gov.ru/ministry/programms/health/ info (accessed 19.06.2021).

5. Quarterly information on the execution of the consolidated budget of the Russian Federation [Electronic resource]. — Access mode: https://minfin.gov.ru/common/module_router.php?page_id=3956&area_id=65&id_65=93448 (accessed 19.06.2021).

6. The program «Zemsky doctor (Paramedic)» [Electronic resource]. — Access mode: https://kuzdrav.ru/special/zemdoctor.php (accessed 19.06.2021).

В настоящее время сильно обострилась пандемическая обстановка в мире. Для каждой страны сейчас особенно важно следить за здоровьем своих граждан, и Россия не исключение. Власти РФ это осознают и предпринимают решительные меры по развитию и укреплению системы здравоохранения в стране. Одним из самых значимых реализованных действий стало утверждение Правительством РФ 26 декабря 2017 г. государственной программы «Развитие здравоохранения». Важной составляющей государственной программы является национальный проект «Здравоохранение», у которого довольно широкий ряд задач, однако значительная их часть посвящена обеспечению всех видов медицинских учреждений высококвалифицированным персоналом, развитию доступности медицинских услуг во всех регионах страны, а также развитию инфраструктуры здравоохранения. Государственная программа должна быть исполнена в полной мере до 2025 г. Однако уже прошло чуть более половины установленного периода, и особую актуальность приобретает подведение промежуточных результатов, что и сделано в основной части настоящей работы.

В рамках национального проекта «Здравоохранение» предполагается ликвидировать дефицит профессиональных кадров в медицинском сегменте. Для этого до 2025 г. будут созданы 5000 новых образовательных структурных единиц и 114 аккредитованных центров для обучения врачей. Для анализа того, насколько эффективно исполняется национальный проект, были рассмотрены данные, показывающие количество врачей, которое приходится на 10 тыс. человек населения с 2017 до 2019 г. включительно (табл. 1 и 2).

На основе полученных данных таблиц отчетливо видно, что в целом по РФ и по всем федеральным округам прирост есть, однако он совсем незначительный, составляет всего 1–2 %.

И только в ДВФО присутствует снижение количества квалифицированных врачей на 2,18 %. Для рассмотрения регионов были взяты по три региона из сильнейших регионов, регионов со средним значением показателя и отстающих регионов. У 2 из 3 лидеров по показателю наблюдается отрицательный рост: это –2,08 % у Чукотского АО и –1,45 % у Республики Северная Осетия. Санкт-Петербург является лидером по рассматриваемому показателю: в нем на 13,9 врачей больше, чем во втором самом сильном по показателю регионе, и вместе с этим у Санкт-Петербурга прирост в 5,2 % за рассматриваемый период. У регионов со средним значением показателя и вообще у большинства регионов по РФ в среднем присутствует по 42 врача на 10 тыс. человек и присутствует прирост от 0,5 до 3 %. Для отстающих регионов соответствуют более низкое среднее значение показателя — 29,9, у большей части отстающих регионов прирост отрицательный.

Для Цитирования:
Голощапова Людмила Вячеславовна, Состояние преобразований в системе здравоохранения РФ. ГЛАВВРАЧ. 2021;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: