В последнее время вопрос восстановления и стимуляции учебно-спортивной работоспособности студентов спортивных вузов стоит как никогда остро, в связи с тем что имеет место дальнейшая интенсификация их труда в напряженных условиях учебно-спортивной обстановки. Возрастает количество предболезненных состояний, на которых обычно внимание не акцентируется, несмотря на понижение работоспособности.
Знание механизмов возникновения и развития состояния предболезни поможет реализации восстановительных программ, что важно для обеспечения эффективности учебной и спортивной деятельности, оздоровления студентов-спортсменов.
Прежде всего следует уточнить, что означает по современным представлениям диагноз «практически здоров» [20].
По мнению экспертов, практически здоровых людей (в т. ч. среди тех, кто активно занимается физической культурой, спортом) насчитывается 7–12 %.
Но и действительно больных примерно столько же. Значит, более половины популяции человечества находится в состоянии, промежуточном между здоровьем и болезнью (так называемое третье состояние) [21, 33, 39].
В этом состоянии, когда человек еще не болен, но в то же время уже не здоров, врачи не признают его больным. Однако такой человек располагает примерно лишь половиной своих психофизических возможностей, заложенных в него природой, и ему, скорее всего, не суждено решить главную задачу своей жизни. Стимулируют попадание в третье состояние напряженная экология, алкоголизм, неправильное питание, кариес зубов и др.
Имеются данные, что 80–90 % спортсменов имеют патологические отклонения (Канишевский С. М., Диленян М. О., Човнюк Ю. В., 2008).
Снижение адаптационных возможностей организма [25, 26] сопровождается ростом специфических патологических изменений, которые проявляются в виде разнообразных заболеваний. Принципиальное различие между здоровым и больным организмом состоит в том, что в первом случае гомеостаз сохранен, во втором — нарушен. Способность организма адаптироваться к условиям окружающей среды резко уменьшается еще до нарушения гомеостаза.