По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 616-07

Состояние предболезни у студентов-спортсменов

Полиевский С. А. ФГБОУ ВО «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)» (РГУФКСМиТ)
Цой Е. В. ФГБОУ ВО «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)» (РГУФКСМиТ)
Григорьева О. В. ФГБОУ ВО «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)» (РГУФКСМиТ)

В статье приведены обзорные материалы по анализу состояния предболезни для самостоятельного использования средств самооздоровления, улучшения функционального состояния организма студентов-спортсменов в динамике учебно-тренировочного процесса.

Литература:

1. Акопян А. О. Организация этапных обследований (ЭКО) сборных команд РФ на базе научного центра / А. О. Акопян, В. А Панков // Теория и практика физической культуры. — 2005. — № 3. — С. 34–35.

2. Агаджанян Н. А. Соревновательный стресс у представителей различных видов спорта по показателям вариабельности сердечного ритма сердца / Н. А. Агаджанян, Т. Е. Батоцыренова, Ю. Н. Семенов, А. Н. Кислицин, С. В. Иванов // Теория и практика физической культуры. — 2006. — № 1. — С. 2–5.

3. Бабенкова Е. А. Как помочь детям стать здоровыми: методическое пособие. — М.: Астрель, 2003. — 206 с.

4. Баевский P. M. Диагноз донозологический / P. M. Баевский, В. П. Казначеев // БМЭ. — М., 1978. — С. 252–255.

5. Баевский Р. М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. — М.: Медицина, 1979. — 121 с.

6. Барабаш О. В. Психофизические реакции систем организма студентов перед сдачей нормативов государственных тестов / О. В. Барабаш, Е. Л. Костинская // Физическое воспитание и спортивное совершенствование студентов: современные инновационные технологии: научная монография / Под. ред. Р. Т. Раевского. — Одесса: Наука и техника, 2008. — С. 97–100.

7. Бундзен П. В. Психофизическая тренировка при измененных психосоматических состояниях студенческой молодежи: методическое пособие / П. В. Бундзен, О. М. Евдокимова. — СПб., 1998. — 32 с.

8. Буров А.Э. Физкультурно-оздоровительные технологии и модели профилактики подростковой и молодежной наркозависимости: учеб. пособие / А. Э. Буров и др. — Астрахань: Изд-во АГТУ, 2008. — С. 60–68.

9. Волков В.М. Биохимия мышечной деятельности / В. М. Волков, Э. Н. Несен, А. А. Осипенко, С. Н. Корсун. — Киев: Олимпийская литература, 2000. — 504 с.

10. Гаврилова Е. А. Спортивное сердце. Стрессорная кардиомиопатия. — М.: Советский спорт, 2007. — 200 с.

11. Глиненко В. М. Самооздоровление и физическая реабилитация студентов при донозологических, преморбидных состояниях и срыве адаптации: Учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов / В. М. Глиненко, С. А. Полиевский, А. М. Лакшин, А. А. Иванов, В. А. Катаева, Т. Ф. Гвоздева, Н. Г. Кожевникова. — М.: МГМСУ, 2008. — 59 с.

12. Григорьев А. И. Здоровье и космос: концепция здоровья и проблема нормы в космической медицине / А. И. Григорьев, P. M. Баевский. — М.: Слово, 2001. — 96 с.

13. Диагностика профессионального подбора кадров / Сост. Д. Я. Райгородский. — Самара, 1998. — 320 с.

14. Дворецкий Э. Н. Динамика состояния здоровья студентов как объективное отображение современных проблем физического воспитания в вузе / Э. Н. Дворецкий и др. // Физическая культура и спорт в сфере образования учащейся молодежи: сб. материалов 4-й межвуз. науч.практ. конф., посвящ. 85-летию высш. образования на Урале, Чайковский, ЧГИФК, 28–29 нояб. 2001 г. Чайков. гос. ин-т физ. культуры. — Чайковский, 2001. — С. 92–93.

15. Долженко Л. П. Физическая подготовленность и функциональные особенности студентов с различным уровнем физического здоровья: автореф. дис. … канд. психол. наук. — Курск, 2007. — 27 с.

16. Иванов А. А. Актуализация системы самооздоровления студентов-спортсменов / А. А. Иванов, С. А. Полиевский // Образование и саморазвитие. — 2010. — № 6 (22). — С. 24–32.

17. Казначеев В. П. Современные аспекты адаптации. — Новосибирск: Наука, 1980. — 192 с.

18. Казначеев В. П. Индивидуальные особенности адаптационных реакций у человека и проблема донозологической диагностики / В. П. Казначеев, P. M. Баевский // Адаптация и проблемы общей патологии. — Новосибирск, 1974. — Т. 2. — С. 913.

19. Карпман В. Л. Тестирование в спортивной медицине / В. Л. Карпман, З. Б. Белоцерковский, И. А. Гудков. — М.: Физкультура и спорт, 1988. — 208 с.

20. Козин Э. М. Основы индивидуального здоровья человека / Э. М. Козин, П. Г. Блинова, Н. А. Литвинова. — М., 2000. — 331 с.

21. Коледа В. А. Основы мониторинга функционального и физического состояния студентов / В. А. Коледа, В. А. Медведев, В. И. Ярмолинский. — Минск: БГУ, 2005. — 127 с.

22. Куколевский Г. М. Врачебные наблюдения за спортсменами. — М.: ФиС, 1975. — 75 с.

23. Лакшин А. М. Общая гигиена с основами экологии человека / А. М. Лакшин, В. А. Катаева. — М.: Медицина, 2004. — 463 с.

24. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры: учеб. для институтов физической культуры. — М.: Физкультура и спорт, 1991. — 543 с.

25. Меерсон Ф. З. Общий механизм адаптации и профилактики. — М., 1973. — 240 с.

26. Меерсон Ф. З. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам / Ф. З. Меерсон, М. Г. Пшенникова. — М.: Медицина, 1988. — 254 с.

27. Мирзоев О. М. Применение восстановительных средств в спорте. — М.: Спортакадемпресс, 2000. — 201 с.

28. Мойкин Ю. В. Психофизиологические основы профилактики перенапряжения / Ю. В. Мойкин, А. И. Киколов, В. И. Тхоревский. — М.: Медицина, 1987. — 256 с.

29. Начинская С. В. Спортивная метрология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Академия, 2005. — 240 с.

30. Новик А. А. Руководство по исследованию качества жизни в медицине / А. А. Новик, Т. И. Ионова. — СПб., 2002. — С. 15–40.

31. Панчук Н. С. Современные подходы к организации занятий физической культурой в специальной медицинской группе / Н. С. Панчук, Т. Г. Трефилова, А. А. Плотникова // Проблемы совершенствования олимпийского движения, физической культуры и спорта в Сибири: материалы межрегион. науч.-практ. конф. молодых ученых и студентов. Сиб. гос. акад. физ. культуры. — Омск, 2002. — С. 90–92.

32. Перхуров A. M. Принципы построения функционально-диагностического исследования спорт сменов, имеющего донозологическую направленность: методическое пособие для врачей кабинетов функциональной диагностики и врачей по спорту. — М.: МЕДПРАКТИКА-М, 2007. — 76 с.

33. Перхуров Д. М. Очерки донозологической функциональной диагностики в спорте / Под ред. Б. А. Поляева. — М.: РАСМИБРИ, 2006. — 152 с.

34. Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента: учеб. пособие. — 2-е изд. / Под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. — СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2001. — 240 с.

35. Покровский А. А. Справочник по диетологии / А. А. Покровский, М. А. Самсонов. — М.: Медицина, 1981. — 700 с.

36. Полиевский С. А. Основы индивидуального и коллективного питания спортсменов. — М.: Физкультура и спорт, 2005. — 384 с.

37. Полиевский С. А. К диагностике и мониторингу физического здоровья и спортивной формы студентов-спортсменов / С. А. Полиевский, А. А. Иванов, О. В. Григорьева // Теория и практика физической культуры. — 2005. — № 3. — С. 24–26.

38. Полиевский С. А. Контроль и регулирование массы тела студента-спортсмена: методическое пособие / С. А. Полиевский, А. А. Иванов, О. В. Григорьева. — М.: РГУФК, 2005. — 48 с.

39. Полиевский С. А. Преморбидные состояния, двигательная активность и самооздоровление студентов / С. А. Полиевский, А. А. Иванов, В. Б. Рыбаков // Преподаватель ХХI века. — 2009. — № 3. — С. 125–134.

40. Полиевский С. А. Функциональная структура развития физического воспитания студентов в вузе Здоров’я i освiта: проблеми та перспективи / С. А. Полиевский, А. Г. Рыбковский, Л. Н. Власенкова // Мaтepiaли II Мiжнародной науково-практичной конференцii. — Донецьк: НордПрес, ДонНУ, 2010. — С. 42–45.

41. Попова Л. М. Стресс жизни: сборник / Л. М. Попова, И. В. Соколов. — Спб.: Лейла, 1994. — 384 с.

42. Раевский Р. Т. Здоровье, здоровый и оздоровительный образ жизни студентов / Р. Т. Раевский, С. М. Канишевский; под общ. ред. Р. Т. Раевского. — Одесса: Наука и техника, 2008. — 556 с.

43. Смолякова И. Д. Здоровый образ жизни студентов спортивного и основного отделений. Физическое воспитание и спортивное совершенствование студентов: современные инновационные технологии: научная монография / Под. ред. Р. Т. Раевского. — Одесса.: Наука и техника, 2008. — С. 524–525.

44. Соловьев А. Г. Оценка качества жизни больных хроническим алкоголизмом / А. Г. Соловьев // Независимый психиатрический журнал. — 2000. — № 3. — С. 37–41.

45. Солодков А. С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб. — М.: Олимпия Пресс, 2005. — 528 с.

46. Уилмор Дж. Х. Физиология спорта / Дж. Х. Уилмор, Д. Л. Костил. — Киев: Олимпийская литература, 2001. — С. 85–111.

47. Форманюк Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя / Т. В. Форманюк // Вопросы психологии. — 1994. — № 6. — С. 36–42.

48. Храмов В. В. Теория и методика оздоровительной физической культуры: тексты лекций. — Гродно: ГрГУ, 2000. — 80 с.

49. Щедрина А. Г. Онтогенез и теория здоровья: методологические аспекты. — Новосибирск: СОР АМН, 2003. — 164 с.

В последнее время вопрос восстановления и стимуляции учебно-спортивной работоспособности студентов спортивных вузов стоит как никогда остро, в связи с тем что имеет место дальнейшая интенсификация их труда в напряженных условиях учебно-спортивной обстановки. Возрастает количество предболезненных состояний, на которых обычно внимание не акцентируется, несмотря на понижение работоспособности.

Знание механизмов возникновения и развития состояния предболезни поможет реализации восстановительных программ, что важно для обеспечения эффективности учебной и спортивной деятельности, оздоровления студентов-спортсменов.

Прежде всего следует уточнить, что означает по современным представлениям диагноз «практически здоров» [20].

По мнению экспертов, практически здоровых людей (в т. ч. среди тех, кто активно занимается физической культурой, спортом) насчитывается 7–12 %.

Но и действительно больных примерно столько же. Значит, более половины популяции человечества находится в состоянии, промежуточном между здоровьем и болезнью (так называемое третье состояние) [21, 33, 39].

В этом состоянии, когда человек еще не болен, но в то же время уже не здоров, врачи не признают его больным. Однако такой человек располагает примерно лишь половиной своих психофизических возможностей, заложенных в него природой, и ему, скорее всего, не суждено решить главную задачу своей жизни. Стимулируют попадание в третье состояние напряженная экология, алкоголизм, неправильное питание, кариес зубов и др.

Имеются данные, что 80–90 % спортсменов имеют патологические отклонения (Канишевский С. М., Диленян М. О., Човнюк Ю. В., 2008).

Снижение адаптационных возможностей организма [25, 26] сопровождается ростом специфических патологических изменений, которые проявляются в виде разнообразных заболеваний. Принципиальное различие между здоровым и больным организмом состоит в том, что в первом случае гомеостаз сохранен, во втором — нарушен. Способность организма адаптироваться к условиям окружающей среды резко уменьшается еще до нарушения гомеостаза.

Для Цитирования:
Полиевский С. А., Цой Е. В., Григорьева О. В., Состояние предболезни у студентов-спортсменов. Терапевт. 2019;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: