По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 628.691+ 615.796

Состояние окружающей среды и ее влияние на занятия физической культурой студентов

Паначев Валерий Дмитриевич д-р социологических наук, профессор, заведующий кафедрой физической культуры, ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», г. Пермь, e-mail: panachev@pstu.ru
Батыркаев Ренат Равильевич ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», г. Пермь
Фазлеев Марат Тахирович ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», г. Пермь
Морозов Алексей Павлович ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», г. Пермь

В данной статье, на основе проведенного социологического исследования, дан анализ об экологических условиях окружающей среды в местах занятий физической культурой в вузах на территории Пермского края по ответам студентов. Показано, что зоны экологических неблагополучных районов отрицательно сказываются на здоровье и не принимаются во внимание при проектировании и эксплуатации спортивных объектов, которые расположены вдоль автомобильных магистралей.

Литература:

1. Виленский M. Я. Физическое воспитание и здоровый образ жизни студента. — M.: Гардарики, 2007. — 138 с.

2. Паначев В. Д. Физическая культура и спорт — средство социально-педагогического развития личности // Мониторинг качества здоровья в практике формирования безопасной здоровьесберегающей образовательной среды: материалы всерос. науч. практ. конф. — Волгоград, 2011. — С. 28–32.

3. Паначев В. Д. Анализ физической культуры и здорового образа жизни // Международный журнал экспериментального образования. — № 4 (2). — 2013. — С. 40–45.

Актуальность данного исследования заключается в том, что большинство спортивных сооружений как в нашем крае, так и в других регионах проектируется, строится и эксплуатируется без учета влияния конкретной экологической обстановки. И хотя традиционно вопросы состояния окружающей среды рассматриваются методами экологической науки, для представления полноценной картины экологической ситуации, особенно в местах занятий физической культурой и спортом, методов экологии не всегда бывает достаточно. Назревшая проблема качества окружающей среды носит, в том числе, и социальный характер, поскольку именно общество выступает ее субъектом, одновременно испытывая негативное влияние экологических факторов на процесс своей жизнедеятельности. Привлечение методов социальных наук, в частности, социологии, в данном контексте представляется наиболее оправданным и необходимым [1–3]. В 2014–2015 уч. г. нами было проведено социологическое исследование, носившее комплексный аналитический характер.

Целью исследования являлось составление целостной картины мнений и знаний студентов о состоянии окружающей среды в местах занятий физической культурой и спортом. В качестве основного метода исследования выступил выборочный формализованный опрос по месту учебы респондентов.

Объектом исследования являлись студенты вузов Пермского края, всего было охвачено 1500 респондентов из 5 вузов региона. Первоначально регион был разбит на четыре зоны различной экологической нагрузки, в каждой из которых случайным образом отбирались районы для обследования. В зону чрезвычайно высокой экологической нагрузки вошли города Пермь, Березники; в зону высокой экологической нагрузки — города Лысьва, Соликамск; в зоне умеренной экологической нагрузки обследовались города Кунгур и Чайковский; в зоне допустимой экологической нагрузки — Пермский, Кишертский районы.

На втором этапе отбирались учебные заведения в каждом районе, на третьем — непосредственные респонденты, студенты выбранных вузов.

Полученные в ходе исследования данные были проанализированы с помощью специализированной компьютерной программы.

Для Цитирования:
Паначев Валерий Дмитриевич, Батыркаев Ренат Равильевич, Фазлеев Марат Тахирович, Морозов Алексей Павлович, Состояние окружающей среды и ее влияние на занятия физической культурой студентов. Санитарный врач. 2016;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: