По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 347.642 DOI:10.33920/pol-01-2312-03

Состояние и современные проблемы развития института приемной семьи в Российской Федерации

Блинова Юлия Владимировна магистрант, Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский финансово-промышленный университет "Синергия"», 115191, г. Москва, ул. Мещанская, д. 9/14 стр. 1, e-mail: yuliya_blinova_8585@mail.ru

Развитие цивилизованного общества определяется не только его экономическим и социально-культурным уровнем, но и отношением к обездоленным детям. Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько само человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Войны, эпидемии, стихийные бедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами. В статье приводится оценка состояния института приемной семьи в Российской Федерации, выявлены современные проблемы его развития.

Литература:

1. Арзуманян Р. Р. Правовой статус приемной семьи. Матрица научного познания. 2022; 6–1: 71–74.

2. Вагапова Д. А., Испулова С. Н. Применение кейсов в социальной работе с семьями различных типов. Социальная политика и социальное партнерство. 2021; 1: 63–74. DOI 10.33920/pol-01-2101-11. EDN MIQFIU.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации от 21.10.1994 (часть первая) Собрание законодательства РФ. 1994; 32, ст. 3301. (с изм. и доп. от 24.07.2023).

4. Доклад о деятельности уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка в 2020 году; 542 с.

5. Доклад о деятельности уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка в 2021 году; 483 с.

6. Доклад о деятельности уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка в 2022 году; 542 с.

7. Доржиева С. В. Правовое регулирование устройства и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, в приемной семье: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.03. М., 2016; 273 с.

8. Доржиева С. В. Приемная семья: прошлое, настоящее, будущее: монография. М.: Проспект, 2020; 206 с.

9. Испулова С. Н., Денисов А. С. Проблема социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: монография. Уфа: РИЦ БашГУ, 2016; 88 с.

10. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993. Российская газета. 1993. 25 дек. (с изм. от 04.10.2022). URL: www.pravo.gov.ru (дата обращения: 06.10.2022).

11. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ. Собрание законодательства РФ. 01.01.1996; 1, ст. 16. (с изм. и доп. от 31.07.2023).

12. Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Собрание законодательства Российской Федерации. 23.12.1996; 52, ст. 5880. (с изм. от 04.08.2023).

13. Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве». Собрание законодательства Российской Федерации. 28.04.2008; 17, ст. 1755. (с изм. от 10.07.2023).

14. Филиппов П. М. Приемная семья в России как правовой и социальный институт по устройству и воспитанию детей, оставшихся без попечения родителей: монография. Волгоград: Издательство Волгоградского института экономики, социологии и права, 2015; 68 с.

1. Arzumanian R. R. Pravovoi status priemnoi semii [Legal status of a foster family]. Matritsa nauchnogo poznaniia [Matrix of Scientific Knowledge]. 2022; 6–1: 71–74. (In Russ.)

2. Vagapova D. A., Ispulova S. N. Primenenie keisov v sotsialnoi rabote s semiami razlichnykh tipov [Application of cases in social work with families of various types]. Sotsialnaia politika i sotsialnoe partnerstvo [Social Policy and Social Partnership]. 2021; 1: 63–74. DOI 10.33920/pol-01-2101-11. EDN MIQFIU. (In Russ.)

3. Civil Code of the Russian Federation, adopted by the State Duma on October 21, 1994 (Part one) // «Collection of Legislation of the Russian Federation», 12/05/1994, No. 32, Art. 3301. (as amended and supplemented on July 24, 2023). (In Russ.)

4. Report on the activities of the Commissioner under the President of the Russian Federation for Children’s Rights in 2020. 542 p. (In Russ.)

5. Report on the activities of the Commissioner under the President of the Russian Federation for Children’s Rights in 2021. 483 p. (In Russ.)

6. Report on the activities of the Commissioner under the President of the Russian Federation for Children’s Rights in 2022. 542 p. (In Russ.)

7. Dorzhieva S. V. Pravovoe regulirovanie ustroistva i vospitaniia detei, ostavshikhsia bez popecheniia roditelei, v priemnoi semie [Legal regulation of the placement and upbringing of children left without parental care in a foster family]: thesis for the degree of PhD Candidate in Law: 12.00.03. М., 2016; 273 p. (In Russ.)

8. Dorzhieva S. V. Priemnaia semia: proshloe, nastoiashchee, budushchee [Adoptive family: past, present, future]: monograph. M.: Prospekt, 2020; 206 p. (In Russ.)

9. Ispulova S. N., Denisov A. S. Problema sotsializatsii detei-sirot i detei, ostavshikhsia bez popecheniia roditelei [The problem of socialization of orphans and children left without parental care]: monograph. Ufa: RIC BashSU, 2016; 88 p. (In Russ.)

10. Constitution of the Russian Federation dated December 12, 1993 // Rossiiskaia gazeta. 1993. December 25 (as amended on October 4, 2022) // Official Internet portal of legal information (www.pravo.gov.ru), October 6, 2022. (In Russ.)

11. Family Code of the Russian Federation dated December 29, 1995 No. 223-FZ // «Collection of Legislation of the Russian Federation», 01.01.1996, No. 1, Art. 16. (as amended and supplemented on July 31, 2023). (In Russ.)

12. Federal Law dated December 21, 1996 No. 159-FZ «On additional guarantees for social support for orphans and children left without parental care» // Collection of Legislation of the Russian Federation December 23, 1996 No. 52 Art. 5880. (as amended on 08/04/2023). (In Russ.)

13. Federal Law dated April 24, 2008 No. 48-FZ «On Guardianship and trusteeship» // Collection of Legislation of the Russian Federation of April 28, 2008 No. 17 Art. 1755. (as amended on July 10, 2023). (In Russ.)

14. Filippov P. M. Priemnaia semia v Rossii kak pravovoi i sotsialnyi institut po ustroistvu i vospitaniiu detei, ostavshikhsia bez popecheniia roditelei [Foster family in Russia as a legal and social institution for the placement and upbringing of children left without parental care]: monograph. Volgograd: Publishing House of the Volgograd Institute of Economics, Sociology and Law, 2015; 68 p. (In Russ.)

В последние годы в России наблюдается устойчивая тенденция роста числа детей-сирот и так называемых социальных сирот, когда дети лишаются попечения родителей в силу нежелания или невозможности осуществлять последними родительские обязанности, когда родители отказываются от ребенка или устраняются от его воспитания.

В общем можно выделить два основных вида устройства детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — это семейные и государственные формы устройства. Решение проблемы социального сиротства имеет особую значимость для российского общества. В Российской Федерации успешно реализуется ряд мер, направленных на сокращение числа социальных сирот, оказание им помощи в развитии их личности, устранении тяжелых последствий нахождения в статусе социальных сирот. Особое внимание уделяется сегодня развитию института приемной семьи. Целью исследования выступает анализ состояния и выявление современных проблем развития института приемной семьи в Российской Федерации.

Глобальность и необходимость решения проблемы социального сиротства признаны государством. В Российской Федерации согласно ст. 38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание выступают равным правом и обязанностью родителей [1]. В стране успешно реализуется ряд мер, направленных на сокращение числа социальных сирот, оказание им помощи в развитии их личности, устранении тяжелых последствий нахождения в статусе социальных сирот.

Понятие «социальные сироты» включает в свой состав несколько категорий детей — детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей. Термин «детисироты» закреплен в ст. 1 федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей». К данной категории относятся граждане, которые находятся в возрасте до 18 лет и если у них являются умершим один родитель или оба родителя [4]. В свою очередь, к детям, которые остались без попечения родителей, относится иная группа лиц. Это лица, которые по возрасту еще не достигли 18 лет, при этом они находятся без попечения родителей или одного из родителей. Причиной такой ситуации может стать лишение родителей их родительских прав. Ограничение родителей в правах также является причиной того, что лица до 18 лет остались без попечения родителей. В данную категорию относятся и лица, у которых родители признаны отсутствующими безвестно, если они недееспособны, отбывают наказание в учреждении исполнения наказания в виде лишения свободы. Нахождение под стражей родителя или родителей, которые подозреваются в совершении преступления либо которые обвиняются в его совершении, отказ родителей взять ребенка из организации, будь то медицинская, образовательная, тоже становятся причиной того, что дети остаются без попечения родителей. Помимо этого, судом может быть установлен факт утраты лицом попечения родителей.

Для Цитирования:
Блинова Юлия Владимировна, Состояние и современные проблемы развития института приемной семьи в Российской Федерации. Социальная политика и социальное партнерство. 2023;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: