По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Состояние и пути развития народной культуры в Донецкой народной республике

Максим Романовский директор государственного бюджетного учреждения «Республиканский дом народного творчества и кино» (ГБУ «Республиканский дом народного творчества и кино») (бывший Донецкий республиканский учебно-методический центр культуры и искусства), Донецк

Донбасс — край многонациональный, со своей интересной историей. В 1722 году после открытия Донецкого угольного бассейна Петр I издал Указ «О приискании на Дону и в Воронежской губернии каменного угля и руд». С середины XVIII века край заселялся сербами, венграми, болгарами. В Приазовье переселялись греки, для работ и службы на Донбасс ехало множество людей из Белгородской, Воронежской, Курской и других губерний тогдашней Российской империи.

Во второй половине XIX века началось промышленное освоение этих земель европейскими промышленниками. Так возникают Юзовка, металлургические заводы, новые поселки и города, что привлекает все больше рабочих людей отовсюду. Таким образом и формировалась красочная, разнообразная национальная и культурная палитра Донбасса.

Все национальные культуры — греческая, татарская, белорусская, как основные, наряду с менее многочисленными (армянской, цыганской, еврейской, немецкой и многими другими) активно поддерживались и стимулировались. При этом русская культура, хотя и являлась доминирующей, «содержалась» на уровне просто одной из многочисленных культур.

Какой-то преобладающей культуры в этом регионе не возникло. Так, например, нельзя утверждать, что существует национальный костюм какой-то единой национальной группы жителей Донбасса.

Длительный период украинизации Донбасса, безусловно, определял формат и направление развития традиционной народной культуры, включая все ее аспекты, прежде всего репертуар творческих коллективов.

Так, на весь Донбасс сегодня имеется всего несколько сел, населенных потомственными донскими казаками и хранящими родную культуру. Краеведческие исследования показывают, например, огромное количество поселений жителей Белгородской губернии на этих территориях, что должно было оставить целый фольклорный и бытовой пласт. Но доля песенного материала, обрядовых действий, дошедшая до наших дней, крайне скудна.

Переходя к событиям последних лет, следует сказать о возникшем кризисе репертуара для фольклорных коллективов. Широкое исполнение украинских песен сейчас не является приемлемым по этическим соображениям, но и от собственной истории Донбасс не отказывается и бережно ее хранит. Сейчас с похожей проблемой сталкивается Кубань, поскольку, будучи основанной на казачьей, в том числе запорожской, культуре, глубинно содержит в себе украинские истоки.

Для Цитирования:
Максим Романовский, Состояние и пути развития народной культуры в Донецкой народной республике. Дом культуры. 2023;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: