По определению, принятому 20-й сессией Генеральной конференции ЮНЕСКО, под образованием понимается процесс и результат совершенствования способностей и поведения личности, при котором она достигает социальной зрелости и индивидуального роста. В Законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дается следующее определение исследуемого понятия: это «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)» [1]. Таким образом, образование можно рассматривать как процесс, в ходе которого обучаемые получают определенные образовательные услуги, способствующие повышению уровня их знаний, приобретению профессиональных навыков.
Услугам присущ ряд специфических характеристик: неосязаемость, неотделимость от источника, непостоянство качества, несохраняемость [2]. Все вышеперечисленное отличает их от понятия «товар». Сфера услуг – часть экономики, которая включает в себя все виды коммерческих и некоммерческих услуг. Ее можно считать сводной обобщающей категорией, включающей воспроизводство разнообразных видов услуг, оказываемых предприятиями, организациями, а также физическими лицами. Услуги, в зависимости от сферы потребления, подразделяют на следующие виды: общехозяйственные, личные, деловые, социальные.
Образование (относится к типу социальных) является особым видом услуг. Это обусловлено рядом особенностей:
• значительное влияние государства на образовательные учреждения и процессы; сезонный характер предоставления услуги;
• высокая стоимость (образовательные услуги обладают высокой потребительной стоимостью, так как наращивают потенциал личности, специалиста);
• относительная длительность периода оказания услуг (например, продолжительность получения первого высшего профессионального образования по различным специальностям, направлениям и профилям может составлять от 4 до 6 лет);