По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 377.12

Состояние и проблемы развития рынка образовательных услуг

Е.В. Поклонова канд. экон. наук, доцент, Торгово-экономический институт Сибирского федерального университета, Красноярск
И.П. Загора ст. преподаватель, Красноярский институт железнодорожного транспорта (филиал Иркутского университета путей сообщения)

Основой экономики знаний является качественное многоуровневое непрерывное образование в целом и его профессиональная составляющая в частности. При этом профессиональная подготовка специалистов должна максимально соответствовать требованиям рынка труда и осуществляться с использованием передовых достижений науки. Одним из наиболее перспективных подходов к достижению поставленной цели в современных условиях считается кластерный. В статье рассмотрены условия и проблемы системы образования, обосновано применение кластерного подхода в этой сфере.

Литература:

1. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

2. Родионова И.А. Мировая экономика. Индустриальный сектор / И.А. Родионова. – СПб.: Питер, 2005.

3. Гохберг Л.М. Интеллектуальная деятельность в структуре экономики информационного общества (Вопросы методологии) / Л.М. Гохберг // Вопросы статистики. – 2000. – № 6.

4. Сфера образования как многоуровневая маркетинговая система [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dis. ru/library/ detail.php?ID=22074.

5. Яо Л.М. Проблемы высшего образования в современном российском обществе / Л.М. Яо // Педагогические науки. – 2009. – № 6.

6. Комяков В. Первый образовательный кластер [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gazetavb.ru/ index.php/rubriki /society/item/ 4782-thefi rst-cluster-of-educational.html.

7. Красикова Т.Ю. Образовательный кластер как фактор взаимодействия рынка труда и системы высшего профессионального образования / Т. Ю. Красикова // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. заоч. науч. конф. (Москва, апрель 2011 г.). Т. II. – М.: РИОР, 2011.

8. Смирнов А.В. Образовательные кластеры и инновационное обучение в вузе: монография / А.В. Смирнов. – РИЦ «Школа». – Казань, 2010.

9. Информационная модель конкуренции на рынке образовательных услуг [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ido.rudn. ru/ vestnik/2008/2008-1/10.pdf.

10. Проект целевой программы «Развитие научно-образовательного кластера федерального государственного бюджетного образовательного учреждения ВПО «Казанский национальный исследовательский технологический университет – на 2012–2014 годы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. kstu.ru/servlet/contentblob?id=39232.

11. Поклонова Е.В., Загора И.П. Создание образовательного кластера: общие теоретические подходы // Экономика и предпринимательство. – 2015. – № 10. – ч. 2.

По определению, принятому 20-й сессией Генеральной конференции ЮНЕСКО, под образованием понимается процесс и результат совершенствования способностей и поведения личности, при котором она достигает социальной зрелости и индивидуального роста. В Законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дается следующее определение исследуемого понятия: это «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)» [1]. Таким образом, образование можно рассматривать как процесс, в ходе которого обучаемые получают определенные образовательные услуги, способствующие повышению уровня их знаний, приобретению профессиональных навыков.

Услугам присущ ряд специфических характеристик: неосязаемость, неотделимость от источника, непостоянство качества, несохраняемость [2]. Все вышеперечисленное отличает их от понятия «товар». Сфера услуг – часть экономики, которая включает в себя все виды коммерческих и некоммерческих услуг. Ее можно считать сводной обобщающей категорией, включающей воспроизводство разнообразных видов услуг, оказываемых предприятиями, организациями, а также физическими лицами. Услуги, в зависимости от сферы потребления, подразделяют на следующие виды: общехозяйственные, личные, деловые, социальные.

Образование (относится к типу социальных) является особым видом услуг. Это обусловлено рядом особенностей:

• значительное влияние государства на образовательные учреждения и процессы; сезонный характер предоставления услуги;

• высокая стоимость (образовательные услуги обладают высокой потребительной стоимостью, так как наращивают потенциал личности, специалиста);

• относительная длительность периода оказания услуг (например, продолжительность получения первого высшего профессионального образования по различным специальностям, направлениям и профилям может составлять от 4 до 6 лет);

Для Цитирования:
Е.В. Поклонова, И.П. Загора, Состояние и проблемы развития рынка образовательных услуг. Юрист ВУЗа. 2017;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: