По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.914

Состояние и проблемы разработки тренажеров-имитаторов автоматизированных технологических комплексов

Ишкильдин Р.Р. Уфимский государственный нефтяной технический университет, г. Уфа, Республика Башкортостан, E-mail: ishkildin@yandex.ru

Произведен анализ существующих тренажеров, способов и средств их построения, классификация целей и задач создания тренажеров. Выявлено, что задачи разработки тренажеров – это проекция задач формирования компетенций операторов на функциональные возможности тренажеров. Процесс создания тренажера разбит на последовательность этапов с оценкой возможности автоматизации работ.

Литература:

1. Кнеллер Д.В. «Компьютерный тренинг - это просто...» или Мини-энциклопедия расхожих заблуждений //Автоматизация в промышленности. – 2003. – № 7. – С. 29–33.

2. Дозорцев В.М, Агафонов Д.В., Назин В.А., Новичков А.Ю., Фролов А.И. Компьютерный тренинг операторов: непреходящая актуальность, новые возможности, человеческий фактор // Автоматизация в промышленности. – 2015.– №7. – С. 8–20.

3. Статья 19.5 КОАП РФ. Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль.

4. Рылов С.А., Софиев А.Э., Тараканов Ю.В. Разработка мобильного компьютерного тренажера для обучения операторов ТП // Приборы. – 2010. – № 3. – С. 19–24.

5. Reddy, V. et al. Custom Simulation for Control Systems Solutions and Process Operations Training // Proc. 19 Annual Control Conference Purdue Univ. W. Lafayette (IN), 1993. Pp. 57-63.

6. Edgardo J. Roldan-Villasana, Yadira MendozaAlegria, Ma. Jesus Cardoso G., Victor M. JimenezSanchez and Rafael Cruz-Cruz (2010). Gas Turbine Power Plant Modelling for Operation Training, Gas Turbines, Gurrappa Injeti (Ed.), ISBN: 978-953307-146-6, InTech, Available from: http://www. intechopen.com/books/gas-turbines/gas-turbinepower-plantsimulator-for-operators-training.

7. Дозорцев В.М. Мировой рынок компьютерных тренажеров для обучения операторов: тенденции, вызовы, прогнозы//Автоматизация в промышленности. – 2016. – №2. – С. 17–20.

8. Куник Е.Г., Коваленко А.Н., Ляшенко С.А. Архитектура компьютерного тренажера для обучения операторов АСУ ТП // Радиоэлектроника. Информатика. Управление. – 2009. – № 1. – С.128–131.

9. Ахметсафин Р.Д., Ахметсафина Р.З., Курсов Ю. Разработка тренажеров и отладка проектов АСУ ТП на базе пакетов MMI/SCADA //Современные технологии автоматизации. – 1998. – №3. – С. 38–41.

10. Spanel, U. Kreutz, M. Roggatz, C. Simulator Based Operator Training. International Journal of Distributed Energy Resources. – 2006. – N 2. – P. 3.

11. Абызгильдин А.Ю., Альмухаметов Е.О., Руднев Н.А. Разработка компьютерных тренажеров ТП. – Нефтегазовое дело. – 2004. – №2.

12. Афанасьев В.В., Афанасьева И.В., Тыщенко О.Б. Основные компоненты компьютерных технологий обучения, НИИВО 23.04.98, №86-98.

13. Интернет-источник. http://www.sstu.syzran. ru/epa/docs/ITiOvNGO/4.2.pdf

14. Дугинов О.Б., Левченко А.В. INSIDE – интегрированная среда разработки тренажеров // Автоматизация в промышленности. – 2016. – №7. – С. 38–41.

Аварии на сложных автоматизированных технологических комплексах (АТК) по причине возникновения можно разделить на две категории.

Первая категория – технические причины, связанные с недостатками технологических схем либо с дефектами оборудования.

Вторая причина – человеческий фактор, заключающейся в несвоевременным или некачественном исполнении должностных обязанностей операторов. Снижения риска возникновения и развития аварий – цель работы большого числа научных коллективов. Эта цель достигается совершенствованием технологического оборудования, введением дополнительных организационных мер по раннему выявлению дефектов и нарушений компонентов АТК, использованием менее опасных и токсичных материалов (а также уменьшением количества, участвующего в ТП), повышением надежности систем управления, повышением квалификации и наработкой практических навыков операторов.

Для повышения надежности систем управления используются различные схемы резервирования элементов АСУ ТП: каналов измерения, станций ввода/вывода, программируемых логических контроллеров (ПЛК).

При диагностировании отказа компонента производится переключение на использование резервного элемента на другой контур регулирования или на регулирование по косвенным параметрам (стратегия выживания). При большинстве отказов такой метод не допускает не только возникновение аварии, но и нештатной остановки ТП.

Для более сложных систем управления и АТК с потенциально большим ущербом при возникновении аварий возможно использование инновационных систем отказоустойчивого управления. Подобные системы представляют собой иерархическую систему, в которой отказы СУ представляются в виде возмущений внешней среды, а их компенсация – в виде канала обратной связи. Супервизор – элемент высшей ступени в иерархии, на основе нейросетей и нечеткой логики диагностирует отказы СУ и производит ее реконфигурирование, тем самым обеспечивая приемлемый уровень запаса устойчивости.

Для повышения уровня подготовленности операторов проводится наработка их практических навыков.

Для Цитирования:
Ишкильдин Р.Р., Состояние и проблемы разработки тренажеров-имитаторов автоматизированных технологических комплексов. КИП и автоматика: обслуживание и ремонт. 2019;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: