Статья поступила 19.02.2025
Статья подписана в печать 25.03.2025
Влияние образования и науки на развитие общества очевидно и не требует каких-либо особых доказательств.
Известно, что образование как социальный институт выполняет ряд существенных функций. Однако для того, чтобы образование могло оказывать продуктивное влияние на состояние общества, оно должно быть в свою очередь чрезвычайно эффективным.
Как известно, с 90-х годов XX столетия в России сфера образования подвергалась реформированию. Это осуществлялось в целях внедрения стандартов, отвечающих мировым нормам. Сравнительный анализ выявляет ряд до конца нерешённых вопросов.
Конкретная характеристика реального состояния образования и науки раскрыта в учебном пособии: А.Н. Сухов «Социальная психология образования» (Москва, 2004), а также в целом ряде научных статей, список которых находится в eLibrary.
Образование пока не стало приоритетной социальной ценностью. Количество желающих получить его возросло, но оно не заняло то место, которое должно занимать в любом постиндустриальном, информационном обществе. Между тем без этого Россия не может в полной мере стать конкурентоспособной страной в современном мире. Хотелось бы, чтобы у современных детей мечты сбывались, благодаря успешной учёбе. Образование должно стать успешно действующим механизмом мобильности, реальным «социальным лифтом».
Однако интегральная теория социальной психологии образования находится пока в стадии становления. Но она крайне важна для разработки и реализации компетентностного подхода и т. д. Её создание позволит избежать путаницы в понятийном аппарате. Дело в том, что давным-давно назрела необходимость инвентаризации и уточнения дефиниций.
Вторая проблема, которая возникает при сравнении, более существенна.
Если сравнивать магистерские и кандидатские работы, то сравнение не в пользу первых. Подготовка кандидатских диссертаций связана с научными школами. Естественно, решение об уровне образования следует принимать с учётом этого обстоятельства.