По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37.014:001.89 DOI:10.33920/pol-01-2506-01

Состояние и перспективы развития образования и науки

Сухов Анатолий Николаевич заведующий кафедрой социальной психологии и социальной работы, доктор психологических наук, профессор, почётный работник высшего образования, ФГБОУ ВО «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина», заведующий кафедрой социальной психологии и социальной работы, АПУ ФСИН, 390000, г. Рязань, ул. Сенная, д. 1, e-mail: a.suhov@.rsu-rzn.ru

В данной статье раскрывается актуальность проблемы, связанной с развитием социальной психологии образования и науки. В статье рассматривается сущность социально-психологического подхода к пониманию социальной психологии образования и науки. В ней анализируется состояние социальной психологии образования и науки. Поэтому не случайно наиболее важной задачей является создание полноценной теории социальной психологии образования и науки. Без этого невозможно вести речь о повышении эффективности образования. Социальная психология науки составная часть социальной психологии образования и науки. В ней анализируются трудности в профессиональной деятельности современных отечественных ученых и предлагаются пути их преодоления. Предстоит ещё немало сделать как в теоретическом, так и прикладном плане для полного оформления социальной психологии образования и науки как отрасли.

Литература:

1. Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека / А.А. Деркач. Кн. 1-5. – М.: РАГС, 2000.

2. Климов Е.А. Психология профессионала / Е.А. Климов. – Москва, 1996.

3. Петрунева Р. О главной цели образования / Р. Петрунева, Н. Дулина, В. Токарев // Высшее образование в России. 1998. - № 3. - С. 40-46.

4. Сериков Г.Н. Элементы теории системного управления образованием / Г.Н. Сериков. – Челябинск: Изд-во ЧГТУ, 1995.

5. Социальная психология образования. Под ред. А.Н. Сухова. – Москва, 2005. - 359 с.

6. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб заведений / Под ред. А.Н. Сухова. - Москва, 2017.

7. Турчинов А.И. Профессионализация и кадровая политика: проблемы развития теории и практики / А.И. Турчинов. – Москва: МПСИ, Флинта, 1998.

1. Derkach A.A. Akmeologiia: lichnostnoe i professionalnoe razvitie cheloveka [Acmeology: personal and professional development of an individual] / A.A. Derkach. Vol. 1-5. – Moscow: RAGS, 2000. (In Russ.)

2. Klimov E.A. Psikhologiia professionala [Psychology of the professional] / E.A. Klimov. – Moscow, 1996. (In Russ.)

3. Petruneva R. O glavnoi tseli obrazovaniia [On the main goal of education] / R. Petruneva, N. Dulina, V. Tokarev // Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. 1998. No. 3. P. 40-46. (In Russ.)

4. Serikov G.N. Elementy teorii sistemnogo upravleniia obrazovaniem [Elements of the theory of system management in education] / G.N. Serikov. – Chelyabinsk: Publishing House of ChSTU, 1995. (In Russ.)

5. Sotsialnaia psikhologiia obrazovaniia [Social psychology of education]. Edited by A.N. Sukhov. – Moscow: 2005. 359 p. (In Russ.)

6. Sotsialnaia psikhologiia [Social psychology]: a textbook for students of higher educational institutions / Edited by A.N. Sukhov. Moscow, 2017. (In Russ.)

7. Turchinov A.I. Professionalizatsiia i kadrovaia politika: problemy razvitiia teorii i praktiki [Professionalization and personnel policy: problems of theory and practice development] / A.I. Turchinov. – Moscow: MPSI, Flinta, 1998. (In Russ.)

Статья поступила 19.02.2025

Статья подписана в печать 25.03.2025

Влияние образования и науки на развитие общества очевидно и не требует каких-либо особых доказательств.

Известно, что образование как социальный институт выполняет ряд существенных функций. Однако для того, чтобы образование могло оказывать продуктивное влияние на состояние общества, оно должно быть в свою очередь чрезвычайно эффективным.

Как известно, с 90-х годов XX столетия в России сфера образования подвергалась реформированию. Это осуществлялось в целях внедрения стандартов, отвечающих мировым нормам. Сравнительный анализ выявляет ряд до конца нерешённых вопросов.

Конкретная характеристика реального состояния образования и науки раскрыта в учебном пособии: А.Н. Сухов «Социальная психология образования» (Москва, 2004), а также в целом ряде научных статей, список которых находится в eLibrary.

Образование пока не стало приоритетной социальной ценностью. Количество желающих получить его возросло, но оно не заняло то место, которое должно занимать в любом постиндустриальном, информационном обществе. Между тем без этого Россия не может в полной мере стать конкурентоспособной страной в современном мире. Хотелось бы, чтобы у современных детей мечты сбывались, благодаря успешной учёбе. Образование должно стать успешно действующим механизмом мобильности, реальным «социальным лифтом».

Однако интегральная теория социальной психологии образования находится пока в стадии становления. Но она крайне важна для разработки и реализации компетентностного подхода и т. д. Её создание позволит избежать путаницы в понятийном аппарате. Дело в том, что давным-давно назрела необходимость инвентаризации и уточнения дефиниций.

Вторая проблема, которая возникает при сравнении, более существенна.

Если сравнивать магистерские и кандидатские работы, то сравнение не в пользу первых. Подготовка кандидатских диссертаций связана с научными школами. Естественно, решение об уровне образования следует принимать с учётом этого обстоятельства.

Для Цитирования:
Сухов Анатолий Николаевич, Состояние и перспективы развития образования и науки. Социальная политика и социальное партнерство. 2025;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: