В мире растет количество устройств, подключенных к Интернету. К 2020 г. их количество, по оценкам компаний Gartner, Cisco, Ericsson, Siemens, IBM, достигнет 20–50 млрд единиц. И вместе с этим растет количество устройств, задействованных в так называемой системе «Интернета вещей» (Internet of Things, IoT) в экономике в целом, включая энергетику, промышленное производство, жилищнокоммунальное хозяйство, сельское хозяйство, транспорт, здравоохранение и др.
Под термином «Интернет вещей» понимается концепция электронной сети физических предметов (объектов, «вещей»), оснащенных встроенными технологиями для взаимодействия друг с другом и (или) с внешней средой. Такие сети предназначены для регулирования и (при необходимости) для отладки тех или иных процессов без прямого участия человека. Таким образом, объекты («вещи»), словно бы сами общаясь друг с другом и передавая друг другу нужную информацию в рамках установленных систем связи и по встроенным алгоритмам, осуществляют взаимодействие в целях регулирования процесса и поддержания оптимального функционирования той или иной системы в целом.
В зарубежной практике известны успешные примеры внедрения IoT по инициативе как государства, так и бизнеса. Например, при поддержке государства в странах Евросоюза, Южной Корее, Китае и Индии внедряются технологии «умного города», которые позволяют повышать эффективность управления энергопотреблением и транспортными потоками. В Великобритании и США реализованы масштабные программы по внедрению «умных счетчиков» для удаленного контроля энергопотребления в домохозяйствах. Бизнесу IoT позволяет получить конкурентное преимущество за счет снижения затрат и развития новых источников дохода.
Например, американская компания GE Aviation производит авиадвигатели, на которых установлены сенсоры, позволяющие удаленно получать данные об эксплуатации и на их основе выявлять оптимальные алгоритмы обслуживания самолетов, что позволило в 7 раз сократить затраты на обслуживание. Другим примером является горнодобывающая компания Rio Tinto в Австралии, которая использует беспилотные карьерные самосвалы, работающие непрерывно и управляемые из оперативного центра на расстоянии 1200 км.