По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 656.13.

Состояние безопасности дорожного движения в дорожно-транспортной среде

Н. А. Головина Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет (СПбГАСУ), Санкт-Петербург, Россия, E-mail: ngolovina@lan.spbgasu.ru
Е. В. Куракина д-р техн. наук, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет (СПбГАСУ), Санкт-Петербург, Россия, E-mail: elvl_86@mail.ru

Состояние безопасности дорожного движения (БДД) оценивается взаимодействием функционирующих элементов, составляющих этот процесс. Согласно ФЗ №196 от 10.12.1995 г. «О безопасности дорожного движения» взаимосвязанность заключается в отображении «состояния данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и их последствий [1]. В такой системе взаимодействующие элементы обладают информацией о своих свойствах, или о результате взаимодействия друг с другом.

Литература:

1. Федеральный закон №196 от 10.12.1995 г. «О безопасности дорожного движения».

2. Васильев Ю.Э. Диагностика состояния подсистем «Дорога» в системе ВАДС. Том 3: Дорожная экспертиза / Ю.Э. Васильев, Я.В. Васильев, С.А. Евтюков, С.В. Жанказиев, М.Ю. Карелина, Э.В. Котлярский, Ю.Г. Лазарев, А.С. Орешкин, В.М. Приходько, Р.Р. Чигликов // ИД «Петрополис», Санкт-Петербург, 2019. — 296 с.

3. Куракина Е.В. Методология обеспечения безопасности дорожного движения по критерию «нулевой смертности» в дорожно-транспортных происшествиях: дис. … докт. техн. наук: 2.9.5 / Куракина Елена Владимировна. — Орел., 2022. — 426 с.

4. Куракина Е.В. Совершенствование методов оценки безопасности дорожного движения на скоростных автомобильных дорогах / Е.В. Куракина, В.Н. Добромиров, С.С. Евтюков // Мир транспорта и технологических машин, Орел. — 2017. №1(56). — С.94-101.

5. Правила дорожного движения Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 №1090 (ред. от 31.12.2020) «О Правилах дорожного движения».

6. Корчагин В.А., Клявин В.Э., Суворов В.А. Классификация городских улиц и дорог на основе характеристик безопасности дорожного движения / Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. №2 (54) 2017. С.142 — 149.

7. Моисеенко М.И. Формирование у будущих водителей обобщенных способов решения дорожно-транспортных задач в условиях деятельностного подхода к обучению: автореф… дис. кан. пед. наук. — Сургут.: 2006. — 26 с.

8. ГУ ОБДД МВД России, https://мвд.рф/

9. Новиков И.А. Научно-методологический подход к снижению аварийности на дорогах Российской Федерации / И.А. Новиков, А.А. Кравченко, А.Г. Шевцова., В.В. Васильева // Мир транспорта и технологических машин. 2019. №3. С. 58-65. DOI: 10.33979/2073-7432-2019-66-3-58-65.

10. Евтюков С.А., Васильев Я.В. Дорожно-транспортные происшествия: расследование, реконструкция, экспертиза: монография под. ред. С.А. Евтюкова. — СПб.:. Издательство ДНК, 2012 392 с.

11. Куракина Е.В. Комплексный анализ аварийности и причин осложнения дорожнотранспортной обстановки / Е.В. Куракина, С.В. Рязанов // Вестник гражданских инженеров СПбГАСУ №4(81). — 2020. — С. 189-196.

12. Куракина Е.В., Кравченко П.А., Лукашов Б.В. Метод оценки эффективности состояний в дорожно-транспортной среде по критерию «нулевой смертности» / Грузовик. №2023/11. 2023. С. 37-42.

13. Рыбин А.Л. Совершенствование методов анализа дорожно-транспортных происшествий в целях повышения безопасности движения в городах: дис. … кандтехн. наук: 05.22.10 / Рыбин Анатолий Леонидович. — М., 1998. — 156 с.

14. Трофименко Ю.В. Влияние человеческого фактора на обеспечение безопасности дорожного движения / Ю.В. Трофименко, Е.В. Шашина // Безопасность жизнедеятельности. — 2016. — №1(181). — С. 24-27.

Состояние безопасности дорожного движения (БДД) оценивается взаимодействием функционирующих элементов, составляющих этот процесс. Согласно ФЗ № 196 от 10.12.1995 г. «О безопасности дорожного движения» взаимосвязанность заключается в отображении «состояния данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и их последствий [1]. В такой системе взаимодействующие элементы обладают информацией о своих свойствах, или о результате взаимодействия друг с другом.

Информационное взаимодействие исследуемых элементов БДД имеет свои пространственно-временные характеристики и закономерности развития [2, 3], которые обязательно должны преследовать цель — отсутствие погибших в результате ДТП. Уровень БДД возможно оценить посредством моделей статистического, практического действия в дорожнотранспортной среде (ДТС), и стратегической оценки управления и организацией БДД. Содержание структурно-функциональной модели системы обеспечения БДД можно представить наглядно (рис. 1).

Оценка эффективности управления системы основана на анализе целевых показателей, которые обозначены нормативно-правовыми документами (НПД), за исследуемый временной период в системе. Исследование состояния системы УДД-ТС-АД-С необходимо для понимания масштабов проблемы и выработки эффективных решений в сфере снижения дорожно-транспортной аварийности.

Наличие исходных данных и требования по обеспечению БДД в среде накладываются на систему, исходя из основной цели и возможности ее реализации. На базе требований структурируются подсистемы, группы элементов с их свойствами и состояниями, принадлежащими подсистеме, осуществляется более сложный этап синтеза, основанный на выборе воздействующих на систему параметров, которые, в свою очередь, подвергаются обработке по критериям выбора (рис. 2).

В качестве исследуемой системы принята система УДД — ТС — АД — С (участник дорожного движения — транспортное средство — автомобильная дорога — среда), как альтернатива традиционной ВАДС (водитель — автомобиль — дорога — среда) [3, 4]. Границы для определения такой системы могут быть как ограничены территорией субъекта страны, районом, улицей или местом концентрации ДТП (МК ДТП). Безопасность системы основана на принципах:

Для Цитирования:
Н. А. Головина, Е. В. Куракина, Состояние безопасности дорожного движения в дорожно-транспортной среде. Грузовое и пассажирское автохозяйство. 2024;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: