Соя уверенно осваивает новые регионы и интродуцирована на многих континентах мира. Основными странами — производителями сои по площади посева являются США (28,2 %), Бразилия (23,7), Аргентина (18,5 %). Посевные площади сои в России в 2019 г. в хозяйствах всех категорий составили 3039 тыс. га. За год они увеличились на 3,1 %, за 5 лет — на 51,0, за 10 лет — на 246,6 %. По отношению к 2001 г. площади выросли на 629,6 %. В Курской области посевные площади сои достигли 264 856 га и выросли по отношению к 2001 г. на 765,7 %. Сегодня соя популярна у крестьянско-фермерского хозяйства и малых предприятий. Их доля посевов сои в общей структуре посевных площадей области составляет 91 172 га, или 34,4 %. Курская область вошла в топ-5 регионов по размеру площадей сои, которые достигли 9,3 % от общих посевов сои хозяйствами всех категорий России в 2019 г. [1, с. 92; 2, с. 12]. Большое внимание уделяется сое из-за высокого содержания в семенах жира (24 %) и белка (40 %).
В связи с вкладом сои в экономику любого хозяйствующего субъекта и ее многоцелевым применением существует заинтересованность в таких наилучших характеристиках сои, как урожайность, качественный состав семян и устойчивость к болезням. Ключевую роль в проявлении этих свойств играет селекция сорта. Считается, что рост урожайности на 50 % зависит от генетически заложенных признаков, а остальные 50 % — от агротехники возделывания, включая использование удобрений и средств защиты растений. Сегодня земледелец выбирает сорт по адаптивности к климатическим условиям и общей гамме факторов: к росту, развитию и продуктивности (урожаю). Технологи их называют агрономическими признаками, которые проявляются в высоте растений, устойчивости к полеганию, количестве семян на растении, в бобе, массе 1000 семян и, конечно, урожайности семян. Все эти признаки селекционированы и в производстве. Они реализуются под действием абиотических факторов [3, с. 236; 4, с. 50]. Выбор сорта и реализация его потенциала остаются за технологом. Сегодня выбор сортов сои велик, и сельхозпроизводитель всегда в поиске [5, с. 2; 6, с. 45; 7, с. 62].