В стратегическом плане заявленное лидерами России и Китая сопряжение строительства Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС) и Экономического пояса Шелкового пути (далее — ЭПШП) — это верхнеуровневая инициатива интеграционного характера, которая должна определить перспективный контур сотрудничества ЕАЭС с КНР и в дальнейшем с другими потенциальными участниками Большого Евразийского партнерства из числа стран ШОС, АТЭС, АСЕАН.
С экономической точки зрения реализация инициативы сопряжения будет означать создание общего экономического пространства, в рамках которого происходит сближение и гармонизация систем регулирования, формируются общие рынки, инфраструктурные сети и цепочки поставок, развивается и диверсифицируется отраслевое сотрудничество. Вопросы сопряжения евразийской экономической интеграции и строительства ЭПШП напрямую увязаны с перспективой создания общего экономического пространства в третьем пункте Совместного заявления РФ и КНР о сотрудничестве по сопряжению строительства ЕАЭС и ЭПШП от 8 мая 2015 г.1 . Фактически инициатива сопряжения сегодня выступает единой рамкой для двух важнейших процессов: (1) выстраивание торговополитического, институциональнорегуляторного взаимодействия ЕАЭС с КНР в формате Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве ЕАЭС-КНР и (2) формирование эффективных механизмов отраслевого/ инвестиционного сотрудничества по приоритетным/перспективным направлениям и совместным проектам с акцентом на инфраструктурные, производственно-технологические и инновационные проекты.
С одной стороны, инициатива сопряжения ЕАЭС и ЭПШП является масштабным вызовом для Союза и связана с серьезными рисками, а с другой — создает в благоприятном сценарии дополнительные возможности для развития евразийской интеграции и модернизации экономик государств — членов ЕАЭС.
Вызовы для ЕАЭС обусловлены следующими основными факторами.
Во-первых, главные цели ЭПШП и сопряжения с китайских позиций заключаются в решении стратегических задач развития экономики КНР, включая задачи модернизации и поддержки экономического роста, особенно в западных и центральных регионах страны, создания рынков сбыта для китайской продукции и условий для инвестирования в «полезные» для Китая международные проекты, обеспечения национальной экономической безопасности. С учетом имеющейся вероятности «жесткой посадки» экономики Китая уже в среднесрочной перспективе (т. е. снижения динамики ВВП до неприемлемого уровня для обслуживания госдолга и поддержания занятости), усугубляемой протекционистскими заявлениями избранного президента США Д. Трампа2 , значимость факторов ЭПШП и сопряжения как возможных новых источников экономического роста для Китая существенно повышается. В этих условиях Китай будет последовательно и твердо настаивать на своих правилах ведения бизнеса и реализации проектов в рамках ЭПШП и сопряжения. Возникает риск потери контроля над проектами как в частных случаях, так и особенно если речь идет о суммарном влиянии китайских инициатив на экономики государств — членов ЕАЭС и евразийскую интеграцию в целом. проектами как в частных случаях, так и особенно если речь идет о суммарном влиянии китайских инициатив на экономики государств — членов ЕАЭС и евразийскую интеграцию в целом.