Столкнувшись с серьезным заболеванием, каждый человек испытывает огромный стресс. И от момента постановки диагноза в районной поликлинике до госпитализации на профильное лечение пациент не всегда успевает пройти через все стадии принятия болезни (шок, отрицание, агрессия, депрессия и примирение), что может проявляться различными эмоциональными состояниями — от чрезмерной раздражительности и гнева до подавленности и депрессии [3].
Часто пациенты не могут адекватно оценить тяжесть заболевания, и в таком случае у них возникает недоверие к действиям медицинских работников. В любом случае персонал (не только медицинский, а вообще персонал медицинского учреждения) должен понимать, что это проявления его страха. Страх пациентов особенно велик перед злокачественными опухолевыми процессами, так как после лечения возможен рецидив. Страх в том числе и перед необходимостью длительного обследования, пребыванием в стационаре, оперативным вмешательством и ожиданием результата гистологического исследования, проведением лучевой или химиотерапии.
Онкологический больной оказывается в сложной жизненной ситуации: лечение требует мобилизации физических и душевных сил, в то время как болезнь, лечение и связанные с ними переживания приводят к значительным психологическим, физическим и метаболическим изменениям, которые истощают организм пациента. Излишняя эмоциональная напряженность в итоге может привести к повышенным вегетососудистым реакциям. К тому же пациенты, узнавшие об онкологии, как правило, забывают о своих хронических заболеваниях, об их профилактике [2]. В результате состояние пациента ухудшается еще больше. Поэтому столь часто мы можем наблюдать состояния, требующие экстренной помощи пациентам, находящимся на территории стационара: резкое повышение или понижение артериального давления, тахикардию, повышение/падение уровня глюкозы в крови, коллапсы и др.
В таких ситуациях крайне важна адекватная реакция персонала. Задача медицинских работников — снизить влияние стрессовых факторов на пациента. Это в первую очередь профессиональное выполнение должностных обязанностей. Тут нам на помощь приходят разработанные и утвержденные в нашем лечебном учреждении стандартные операционные процедуры, методические рекомендации и инструкции. Следуя их четким указаниям, можно легко и просто справиться с любой сложной манипуляцией, быть полностью уверенной в своих возможностях. Пациент, видя уверенность медицинского персонала, сам «заряжается» ей и начинает верить в выздоровление.