По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 002.304 DOI:10.33920/nik-04-2501-25

Сопоставление зарубежных и отечественных практик использования XR-технологий для развития коммуникативной компетенции студентов

Силикова Диана Викторовна студент-магистрант, ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет». Россия, 344003, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, д. 1. E-mail: dianagonchardd@mail.ru

Статья представляет сравнительный анализ зарубежных (Китай, страны Европы) и российских кейсов внедрения технологий XR — синергии виртуальной (VR) и дополненной (AR) реальности — в развитие межкультурной коммуникативной компетенции (МКК) студентов. Выявлены общие педагогические эффекты (рост мотивации, эмпатии, коммуникационных навыков) и зафиксированы расхождения, обусловленные инфраструктурой, методологией курсов и доступностью оборудования. Показано, что несмотря на различие контекстов, XR решения сходно улучшают когнитивные, аффективные и поведенческие компоненты МКК, однако российские проекты пока ограничены пилотными форматами и более выраженной ресурсной зависимостью.

Литература:

1. Костина, И. Б., Смолякова, О. С. Использование XR технологии в процессе обучения // Педагогический вестник. — 2023. — №26. — С. 53–55

2. Deardorff, D. K. The Identification and Assessment of Intercultural Competence as a Student Outcome of Internationalization at Institutions of Higher Education in the United States // Journal of Studies in International Education. — 2006. — Т. 10. — Вып. 3. — С. 241–266. doi.org/10.1177/10283153062870

3. VR, AR, QR: как цифровые технологии помогают в обучении школьников и студентов // Forbes. [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.ru/education/510898-vr-ar-qr-kak-cifrovye-tehnologii-pomogaut-vobucenii-skol-nikov-i-studentov (дата обращения: 27.02.2025)

4. Удачина, К. Д. Возможности использования виртуальной и дополненной реальности в обучении // Гуманитарные науки в современном вузе: вчера, сегодня, завтра. Материалы III-й международной научной конференции, в 2 т. Том 2. — СПб.: СПбГУПТД, 2020. – С. 870-873

1. Kostina, I. B., Smoliakova, O. S. (2023). Ispol’zovanie XR tekhnologii v protsesse obucheniia [Using XR technology in the learning process]. Pedagogicheskii vestnik [Pedagogical Bulletin]. No. 26, pp. 53-55. (In Russian)

2. Deardorff, D. K. (2006). The Identification and Assessment of Intercultural Competence as a Student Outcome of Internationalization at Institutions of Higher Education in the United States. Journal of Studies in International Education. Vol. 10, iss. 3, pp. 241–266. doi.org/10.1177/10283153062870

3. Forbes (2023). VR, AR, QR: How digital technologies help in teaching schoolchildren and students – Available at: https://www.forbes.ru/education/510898-vr-ar-qr-kak-cifrovye-tehnologii-pomogaut-v-obucenii-skol-nikov-istudentov (accessed: 27.02.2025). (In Russian)

4. Udachina, K. D. (2020). Possibilities of using virtual and augmented reality in education. In: Humanities in a modern university: yesterday, today, tomorrow. Proceedings of the III International Scientific Conference, in 2 volumes. Volume 2. – St. Petersburg: SPbGUPTD, pp. 870-873. (In Russian)

Дата поступления рукописи в редакцию: 04.03.2025

Дата принятия рукописи в печать: 24.04.2025

Современная парадигма высшего образования требует создания условий, максимально приближенных к будущей профессиональной деятельности выпускников. Технологии XR (extended reality) объединяют VR и AR, формируя иммерсивные цифровые среды, где обучаемые получают опыт реального межкультурного взаимодействия без риска коммуникативных ошибок в живой среде. В контексте развития МКК это открывает новые педагогические возможности.

Обучение межкультурному взаимодействию требует максимально реалистичного контекста, однако академическая мобильность и очные стажировки доступны далеко не всем студентам. XR технологии предлагают цифровую альтернативу «полного погружения», позволяя моделировать многонациональные среды в аудитории.

МКК определяется как совокупность знаний о чужой культуре, толерантного отношения и коммуникативных навыков. Психолого педагогические исследования показывают, что присутствие (presence) и агентность (agency) в XR средах усиливают когнитивные, аффективные и поведенческие компоненты обучения. Зарубежные работы демонстрируют рост мотивации и эмпатии при использовании VR сценариев в языковом и культурном образовании.

Что касается зарубежного опыта внедрения XR, в китайском исследовании «Virtual Mind Exploration» (30 международных студентов) VR курс способствовал статистически значимому росту показателей межкультурной осведомлённости и толерантности (p < 0,05) [3]. В Европе сравнение традиционного онлайн курса «Intercultural Communication» и его версии с social VR семинарами выявило увеличение активности студентов и улучшение навыков разрешения межкультурных кейсов.

Пандемия COVID 19 ускорила внедрение VR/AR. В Санкт Петербургском политехническом университете VR сцены на английском языке позволили инженерным студентам отработать деловые переговоры с учётом культурных различий. В РУДН и МГУ использовались виртуальные платформы (Second Life, AltspaceVR) для языковых тандемов. Казанский федеральный университет тестирует мобильные AR гиды, накладывающие культурно историческую справку на музейные экспонаты.

Для Цитирования:
Силикова Диана Викторовна, Сопоставление зарубежных и отечественных практик использования XR-технологий для развития коммуникативной компетенции студентов. Общенаучный журнал. 2025;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: