При покупке товаров как потребительского, так и производственного назначения у покупателей возникают актуальные для них вопросы: соответствует ли цена товара заявленному продавцом уровню его потребительских свойств, какой из имеющихся товаров наиболее полно соответствует его требованиям. Что касается товаров потребительского характера ответы на эти вопросы можно получить, проведя сравнительную оценку альтернативных товаров по методике, изложенной в работе [1]. Так, по данной методике была построена линия красной цены зимних нешипованных шин размерности 175/70R13 (рис. 1) по 13 конкурентным шинам. Показатели качества шин были получены экспертами в ходе ходовых испытаний в составе автомобиля ВАЗ-2110 [2]. Расположение товара относительно линии красной цены показывает уровень соответствия его цены установившимся на данный период на рынке зависимости цены данной группы товаров их потребительским свойствам. Так, товары, лежащие над линией красной цены, переоценены, т. е. стоят дороже, чем их красная цена, и наоборот, для товаров, расположившихся ниже линии красной цены. Покупатели товаров, лежащих над линией красной цены, переплачивают. Например, для шины № 7 сумма переплаты составляет около 350 рублей. Покупая шину Matador MP-55 (№12), можно экономить 510 рублей, т. к. данная шина при красной цене 1300 рублей продается по 790 рублей. Аналогичные оценки автором проведены для двигателей, легковых автомобилей, фильтров, свеч зажигания, аккумуляторных батарей и могут быть проведены по любому товару.
В отличие от товаров народного потребления, покупку товаров инвестиционного назначения осуществляют прежде всего с учетом фактора их экономической целесообразности в эксплуатации. Для них наиболее важным оценочным показателем является экономическая эффективность за жизненный цикл, т. е. с момента покупки до списания. В конкурентной экономике, где предложение превышает спрос, у покупателя имеется широкий выбор товаров одного и того же назначения, которые по своим технико-эксплуатационным показателям лишь незначительно отличаются друг от друга. Естественно, покупатель стремится купить тот товар, который имеет наибольшую экономическую эффективность в эксплуатации. Для правильной оценки товаров их экономическая эффектив ность должна быть определена объективно, для чего необходимо соблюдать следующие требования: оценка должна производиться за жизненный цикл изделия; условия эксплуатации для сравниваемых объектов должны быть одни и те же; должны учитываться все доходы и расходы, связанные с оцениваемым объектом; должна быть обеспечена сопоставимость результатов оценки; необходимо ориентироваться на максимальный эффект или минимальные затраты; должен учитываться фактор времени; необходимо учитывать интересы всех участников инвестиций индивидуально; должно учитываться ухудшение параметров объекта оценки по мере старения; денежные потоки должны формироваться с учетом инфляции, неопределенностей и рисков, остаточной стоимости изделия в момент списания, правил бухгалтерского учета и налогового законодательства РФ.