Последние десятилетия все больше внимания психиатров обращается на аффективную патологию. Вместе с тем основное внимание исследователей направлено на психогенные расстройства с сохранением интереса к эндогенным и в меньшей степени экзогенно-органическим аффективным нарушениям.
Незаслуженно мало внимания проблеме органически обусловленной аффективной патология уделяется детскими психиатрами, при том что резидуально-органические нарушения головного мозга в детско-подростковом возрасте описывались и описываются относительно часто.
На протяжении развития детской психиатрии лишь в некоторых работах упоминаются соматогенные депрессии. Так, Г. Е. Сухарева [1] описывала аффективные расстройства в связи с травматическим поражением мозга, а В. М. Козидубова [2] отмечала, что депрессивный синдром обнаруживается в подостром посттравматическом периоде. Различные депрессивные расстройства выявлялись у детей с инфекционным поражением центральной нервной системы в остром [3] и в отдаленном периоде [4], а также в структуре легкой мозговой дисфункции [5]. G. Nissen [6], описывая депрессивные расстройства у детей, выделял соматогенную депрессию, для которой общими являются ригидность, ипохондричность, неспособность к сосредоточению и оценке собственной личности с проявлением когнитивных нарушений в подростковом и зрелом возрастах. Позднее Д. Н. Исаев [7] выделял депрессию в числе синдромов соматогенных нервно-психических расстройств, не вдаваясь в клинические подробности. Наиболее современным является исследование И. В. Макарова [8] с описанием органических аффективных психозов вследствие черепно-мозговых травм, инфекционных и мозговых заболеваний у детей.
Вместе с тем некоторые авторы обмечали высокую частоту этих аффективных расстройств. Так, J. Witkowska-Roszka [9] выявляла соматогенную депрессию у 12,1 % детей, страдающих депрессивными расстройствами, а G. Nissen [6] установил, что депрессии вследствие соматических заболеваний составляют 15–20 % всех депрессивных расстройств у детей.