Таможенные органы осуществляют таможенный контроль не только на этапе декларирования, но и после выпуска товаров. В докладе представлены результаты работы подразделений таможенного контроля после выпуска товаров Дальневосточного региона за последние три года, основные нарушения, допускаемые подконтрольными лицами.
С каждым годом количество проверок сокращается. Так, в 2018 г. по сравнению с 2017 г. снижение произошло на 16 %. При этом существенно возрастает эффективность одной таможенной проверки, выраженная в суммах доначисленных таможенных платежей, наложенных штрафов. Если в 2017 г. одна проверка приносила в среднем 2,4 млн рублей, то в 2019 г. этот показатель составляет 4,5 млн рублей. Причиной тому является риск-ориентированный подход к выбору объектов контроля, в том числе обязательная оценка потенциального результата проверки.
Основные нарушения, которые выявлялись по результатам проверок: недостоверное заявление таможенной стоимости товаров; заявление недостоверных сведений при перемещении транспортных средств международной перевозки; недостоверное заявление классификационного кода товаров; недостоверное заявление сведений, влияющих на правильность исчисления и своевременность уплаты таможенных платежей; неуплата утилизационного сбора; несоблюдение запретов и ограничений. Если рассматривать данные нарушения с точки зрения причиненного ущерба экономическим интересам государства, то по региону складывается следующая ситуация. Ежегодно более половины всех доначислений приходилось на два направления проверочной деятельности — это таможенная стоимость и ремонт судов — транспортных средств международной перевозки. По вопросу таможенной стоимости подразделениями постконтроля ежегодно проводится около 20 % от общего количества проверок, по их результатам среднегодовая сумма выявляемого ущерба составляет примерно 430 млн рублей. По вопросу ремонта судов — транспортных средств международной перевозки (ТСМП) проводилось примерно 8 % проверок, сумма выявленного ущерба в среднем за год составила около 350 млн рублей. Также существенные суммы экономического ущерба выявляются по результатам проверок по вопросу классификации товаров — около 100 млн в год, правильности исчисления таможенных платежей — примерно 90 млн рублей в год.