Она подчеркнула, что сохранение культурного наследия и национальной идентичности — одна из главных задач образовательной системы, которая решается как через содержание образования, так и через проведение специальных мероприятий, принятие целенаправленных мер.
«Прежде всего это реализация права гражданина на обучение родным языкам и на родных языках. Помимо русского языка, государственного языка РФ, в системе общего образования это еще 76 языков народов России, которые изучают дети как самостоятельный учебный предмет, на факультативах, в системе дополнительного образования. Реализуются программы дошкольного образования на 46 родных языках народов России», — сказала Эсет Бокова.
По словам директора института, из года в год количество изучаемых родных языков растет, особенно показательно это по языкам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока: из 40 языков коренных малочисленных народов РФ в 2023/24 учебном году изучали 20 языков в 16 субъектах страны, в 2024/25 учебном году — 26 языков в 20 регионах.
В настоящее время одно из приоритетных направлений учебного заведения — обновление федеральных рабочих программ и подготовка государственных учебников нового поколения по родным языкам народов РФ, в том числе по государственным языкам республик РФ.
«Почему это важно? Каждый носитель языка одновременно является и носителем культуры. Но культура не может передаваться генетически, она не может быть унаследована. И для ее передачи последующим поколениям необходим язык в роли “проводника”, обеспечивающего связь между поколениями и преемственность культуры. Без языка каждое поколение начинало бы свое развитие сначала. То есть язык — носитель памяти, а память — непременное условие преемственности и развития. Именно поэтому мы говорим, что языковое, национальное многообразие — это культурный код России», — отметила Эсет Бокова.
Кроме того, она обратила внимание, что межпоколенческая передача языков в настоящее время нарушена.