Вопросы определения и контроля таможенной стоимости всегда являлись одними из самых сложных для большинства лиц, декларирующих товары, — будь то профессиональные таможенные представители, имеющие в своем штате подготовленных специалистов по таможенному делу, или же лица, самостоятельно осуществляющие все необходимые таможенные операции при перемещении товаров. Хотя, казалось бы, что может быть проще — ведь существуют четко установленные положения законодательства, регламентирующие этот вопрос. Вот на этом и хотелось бы остановиться подробней.
При совершении таможенных операций по декларированию товаров необходимо определить их таможенную стоимость. С 1 января 2018 г. практически все вопросы, относящиеся к рассматриваемой теме, регулируются нормами Таможенного кодекса ЕАЭС (далее — ТК ЕАЭС)1. Глава 5 ТК ЕАЭС «Таможенная стоимость товаров» вводит терминологический аппарат, устанавливает порядок применения принципов и методов определения таможенной стоимости. К полномочиям Евразийской экономической комиссии (далее — ЕЭК) отнесена компетенция по определению таможенной стоимости: товаров, образовавшихся в результате проведения операций по переработке; иностранных товаров, используемых в таможенных процедурах свободной таможенной зоны и свободного склада и помещенных впоследствии под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления; отходов, возникших в процессе операций по переработке товаров или, как следствие, помещения товаров, под таможенную процедуру уничтожения. Кроме того, ЕЭК принимаются акты, направленные на обеспечение единообразного применения положений ТК ЕАЭС при применении методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров2 и определяется порядок применения процедуры отложенного определения таможенной стоимости3 . К компетенции национального законодательства отнесено определение таможенной стоимости вывозимых товаров4 , установление процедуры консультирования и принятия предварительных решений по применению методов определения таможенной стоимости.