В совместном заседании приняли участие члены рабочей группы по взаимодействию Русской православной церкви и музеев, а также комиссии РПЦ по взаимодействию с музейным сообществом (ее возглавляет председатель Патриаршего совета по культуре митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов)) и комиссии Союза музеев по сотрудничеству с религиозными организациями (во главе с директором Государственного исторического музея А.К. Левыкиным). Наряду с членами рабочей группы и двух комиссий в заседании участвовали директора музеев, представители Минкультуры России, РПЦ, реставрационной отрасли и Госдумы.
Один из самых острых вопросов — о реституции церковного имущества, а именно, о памятниках, которые в соответствии с федеральным законом №327 РПЦ хочет забрать у музеев в оперативное управление. В частности, на повестке дня стоял вопрос о судьбе архитектурных памятников, которые входят в состав Владимиро-Суздальского, Кирилло-Белозерского и Ростовского государственных музеев-заповедников. Эти памятники РПЦ предлагала изъять у музеев-заповедников и передать в пользование епархиям1 . Имущественные притязании РПЦ, в частности, в отношении названных музеев-заповедников, ранее стали предметом общественных дискуссий.
Заместитель министра Алла Манилова, которая курирует музеи, в ходе дискуссии заявила, что в разногласиях с епархиями виноваты сами руководители музеев-заповедников, которые должны уметь договариваться. Остроту проблемы обозначил выступивший на заседании директор Кирилло-Белозерского музея-заповедника М.Н. Шаромазов, который с тревогой отметил, что передача музейных объектов РПЦ приведет не только к фактическому исчезновению музея, но и к ухудшению состояния объектов культурного наследия, поскольку сохранение фресок и икон требует особого температурно-влажностного режима, на который не может не повлиять проведение богослужений.
Ответная реплика митрополита Тихона (Шевкунова), который высказал сомнения в том, что изменения на «полтора-два градуса» приведут к катастрофическим последствиям, лишь подтвердила опасения директора музея. Одновременно Шаромазов отметил готовность Кирилло-Белозерского музея-заповедника выстраивать отношения с религиозными организациями Вологодчины, подкрепив это конкретными фактами: передача в 1989 году сельскому православному приходу в бессрочное пользование Надвратной церкви Ферапонтова монастыря, в 1995 году епархии — Ивановской части Кирилло-Белозерского монастыря, а в 2012 году — Горицкого монастыря для возрождения монашеской обители.