Соглашение об экономическом партнерстве Японии и ЕС вступило в силу 1 февраля 2019 г. Оно символизирует усиление экономического сотрудничества между двумя из трех существующих и признанных мировых «центров силы» и заключает в себе огромный потенциал и перспективы развития в глобальном масш табе.
В декабре 2018 г. Европарламент одобрил два документа — «Соглашение об экономическом партнерстве ЕС и Японии» и «Соглашение о стратегическом партнерстве ЕС и Японии». Данное торговое соглашение также впервые включает отсылку к Парижскому соглашению по климату. Оно ставит целью создание зоны свободной торговли, которая будет охватывать 635 млн человек населения, порядка 40 % мировой торговли и почти треть мирового ВВП1 . Японский парламент данные договоренности также ратифицировал в декабре 2018 г. Соглашение станет первым в истории подобного охвата двусторонним форматом взаимодействия между Японией и ЕС, создавая крупнейшую в мире на сегодняшний день зону свободной торговли между этими двумя мировыми «центрами силы», оставляя вне охвата этого соглашения другой признанный глобальный «центр силы» и главного претендента на роль мирового гегемона — Соединенные Штаты Америки, а также формирующийся новый «полюс силы», расположенный, как и Япония, в Азиатско-Тихоокеанском регионе, — Китай.
Развитие процессов глобализации во второй половине XX века, на фоне особенно динамичного экономического развития отдельных стран и регионов, привело к тому, что к концу XX века в мире сформировалось три признанных глобальных «центра силы»: первая экономика мира США, крупнейшее в мире и наиболее развитое интеграционное объединение Европейского союза и Японии — второй экономики мира, в экономическом плане одной из наиболее развитых стран мира с середины 1970-х гг. и, разумеется, признанного и долгое время абсолютного экономического лидера Азии. Начало 2000-х гг. принесло тектонические сдвиги в геополитику мировых «центров силы» в Азиатско-Тихоокеанском регионе — если раньше этот регион был анклавом двух государств — «центров силы» (США, которые имеют тихоокеанское побережье и поэтому, исходя из географического фактора, вправе считаться тихоокеанской державой, однако азиатской страной не воспринимаются, и Япония — государство, расположенное в Восточной Азии), то в этот период здесь появляется новый мощный экономический и геополитический лидер — Китай, сместивший в 2000-е гг. Японию с позиции второй экономики мира на третью и явно имеющий серьезные геополитические амбиции лидерства не только в регионе, но и по возможности во всем мире. Япония, экономический гигант, с середины XX в. была на мировой арене надежным внешнеполитическим союзником Вашингтона, по всем ключевым и важнейшим вопросам мировой политической повестки с ним солидаризируясь. Такое положение дел в определенном ключе нивелировало собственные политические амбиции Страны восходящего солнца, делая ее лидерство в регионе и мире прежде всего экономическим. Однако стремительно набирающий обороты в своем экономическом развитии Китай сразу же стал конкурентом США именно в борьбе за геополитическое влияние, за возможность и признание прав гегемонии. Амбициозные устремления Китая перекроить сложившуюся систему международного управления в АТР стали приводить к ее определенной разбалансировке — макрорегион стал раскалываться практически на противостоящие друг другу блоки. Яркий пример тому — инициирование Соединенными Штатами в период президентства Барака Обамы проекта Транстихоокеанского партнерства, который должен был сформировать новые правила ведения бизнеса в регионе АТР и имел явную антикитайскую направленность. Китай — вторую экономику мира и значимого игрока в АТР — присоединиться к проекту формирования ТТП даже не пригласили. Он ответил на этот явно не совсем дружественный шаг региональных стран — соседей, в определенной степени пошедших на поводу в этом вопросу и солидаризировавшихся с США, проектом формирования Всеобъемлющего регионального экономического парт нерства (ВРЭП), которое отчасти охватило те же страны-участники, что и проект ТТП (в частности, Японию, некоторые страны АСЕАН участвуют в обоих проектах), но исключает Соединенные Штаты.