Сегодня многие зарубежные термины входят в нашу реальность как «вау-открытие», и бывает сложно отличить популярность слова от его полезности в использовании. Одним из таких примеров являются soft skills, или гибкие навыки, влияющие на успешность человека.
Условно все навыки можно разделить на две большие части: навыки профессиональные, необходимые нам при выполнении тех или иных задач как специалистам, и навыки надпрофессиональные, которые помогают нам быть успешнее, эффективнее в нашей работе.
Приведу пример. Для бизнес-тренера очень важно владеть методами ведения тренинга, навыком по написанию учебных программ, умением собирать обратную связь от участников группы и анализировать ее. А такие навыки, как управление своими эмоциями, понимание и управление эмоциями других или гибкость мышления вместе со скоростью принятия решений, вреде не обязательны, но сделают такого тренера намного эффективнее в работе.
Если посмотреть масштабно, что сейчас происходит в разных профессиональных сферах, учитывая новые условия быстрого изменения жизненных ситуаций и крайне слабой возможности что-либо прогнозировать, современный человек живет не тем, что хорошо умеет делать, а смыслами и целями.
Человек нового времени — это человек, который осознает необходимость развивать в себе навыки, делающие его более успешным, более эффективным и более уверенным в завтрашнем дне.
Существует огромное количество списков, рейтингов soft skills и даже классификация под разные профессии. И из всего этого многообразия я бы выделила ровно шесть ключевых навыков.
Навыки, которые позволяют быть успешным независимо от специфики деятельности и направления, в котором работает человек:
1. Эмоциональный интеллект (распознавание и управление своими эмоциями, понимание эмоций окружающих и умение выстраивать нужную атмосферу взаимодействия).
2. Управление изменениями (адаптация к ситуации постоянных изменений, влияние на последующие события, скорость принятия решений).