По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 616.08

Содержательный аспект модели психологической поддержки студентов в преодолении психологических барьеров

Гарданова Ж.Р. доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой психотерапии психолого-социального университета, ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России, г. Москва, e-mail: zanna7777@inbox.ru
Манина В.A. старший преподаватель кафедры социологии и социальной работы, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный аграрный университет», г. Оренбург, e-mail: valeriamanina@gmail.com
Есаулов В.И. ассистент кафедры психотерапии психолого-социального факультета, ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России, г. Москва, e-mail: v-esaulov@yandex.ru
Хритинин Д.Ф. член-корр. РАН, доктор медицинских наук, профессор кафедры психиатрии, медицинской психологии, Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова, г. Москва, e-mail: berta70-bk.ru
Ильгов В.И. ассистент кафедры психотерапии психолого-социального факультета, ФГБОУ ВО РНИМУ им.Н.И. Пирогова Минздрава России, г. Москва, e-mail: ilgov.v@mail.ru
Гарданов А.К. лаборант кафедры психотерапии психолого-социального факультета, ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России, г. Москва, e-mail: agardanov@gmail.com
Кирилина Н.В. медицинский психолог, ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. В.И. Кулакова», соискатель лаборатории медицинской психологии и психотерапии ГАУЗ МНПЦ МРВСМ ДЗМ, ассистент кафедры психотерапии психолого-социального факультета, ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России, г. Москва, e-mail: naday-star@inbox.ru

Преодоление психологических барьеров и возникающих в связи с этим негативных психических состояний осуществляется, прежде всего, самой личностью. И здесь на первый план выступают защитные механизмы личности. Однако не все механизмы психологической защиты могут носить конструктивный характер. Но самих по себе их бывает недостаточно, тем более, что они могут носить как конструктивный, так и деструктивный характер [4, c. 12].

Литература:

1. Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика. Упражнения. Игры. – СПБ.: Социально-психологический центр, 1996. – 384 с.

2. Бондаренко С.В. Организационно-деятельностная модель психолого-педагогической поддержки личности на этапе вузовского обучения: автореф. дис. … канд. психол. наук. – Ставрополь, 2005. – 21 с.

3. Дуткевич Т.В. Практическая психология. Введение в специальность / Т.В. Дуткевич; под ред. Т.В. Дуткевич, О.В. Савицкая. – Киев: Лотос, 2010. – 274 с.

4. Крылова А.В. Психологическая поддержка студентов в преодолении психической депривации в культурно-образовательной среде вуза: автореф. … канд. психол. наук. – Екатеринбург, 2010. – 23 с.

5. Левитов Н.Д. Психотехника и профессиональная пригодность. – М., 1924. – 110 с.

6. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека. – М.: Наука, 1998. – 253 с.

7. Никандров В.В. Методологические основы психологии: учебное пособие. – СПб.: Речь, 2008. – 235 с.

8. Принципы системности в психологических исследованиях. – М.: Наука, 1990. – 315 с.

9. Шиняев К.А. Особенности психологической устойчивости личности учащегося в образовательной среде как основа для разработки теста психологической устойчивости личности // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2011. – Т. 13. – № 2 (6). – С. 1438–1440.

В ситуации, когда механизмов психологической защиты становится недостаточно, чтобы преодолеть психологический барьер, студенту необходима психологическая поддержка.

Психологическая поддержка – создание таких условий деятельности, в которых развивающаяся личность самостоятельно и свободно выбирает наилучшие варианты и траектории своего развития, обретает опыт преодоления трудных жизненных ситуаций, избегает социально ошибочных решений [2, с. 56].

Моделирование процесса психологической поддержки в контексте преодоления психологических барьеров предполагает создание такой теоретической конструкции, которая, воспроизводя структуру психологической поддержки, явилась бы основой специально организованного педагогического процесса, направленного на содействие личности в адаптации и развитии. При этом конструируемая инструментальная модель выступает как идеальная система, структурные компоненты которой воспроизводят некоторые существенные свойства системы – оригинала – реальной психологической поддержки, оказываемой студентам, не способным самостоятельно преодолеть психологические барьеры [5, c. 85].

Разрабатывая модель психологической поддержки студентов, мы опирались на понимание модели как специального искусственно созданного объекта, по своим определенным характеристикам сходного с реальными объектами, подлежащими изучению [7, с. 99].

Анализ научной литературы и данных проведенного экспериментального исследования стал основанием для разработки инструментальной модели психологической поддержки студентов вуза в преодолении психологических барьеров.

Модель строится с учетом социальной ситуации развития в студенческом возрасте, которая характеризуется обострением потребности в высоком уровне саморегуляции, самоорганизации, уверенности в себе, психологической устойчивости, во внутренней гармонизации всех сторон жизни. Кроме того, можно говорить, что организация работы по психологической поддержке студентов может быть осуществлена в рамках учебного процесса, в частности, при преподавании курсов по выбору и дисциплин гуманитарного цикла.

Для Цитирования:
Гарданова Ж.Р., Манина В.A., Есаулов В.И., Хритинин Д.Ф., Ильгов В.И., Гарданов А.К., Кирилина Н.В., Содержательный аспект модели психологической поддержки студентов в преодолении психологических барьеров. Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. 2017;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: