В ситуации, когда механизмов психологической защиты становится недостаточно, чтобы преодолеть психологический барьер, студенту необходима психологическая поддержка.
Психологическая поддержка – создание таких условий деятельности, в которых развивающаяся личность самостоятельно и свободно выбирает наилучшие варианты и траектории своего развития, обретает опыт преодоления трудных жизненных ситуаций, избегает социально ошибочных решений [2, с. 56].
Моделирование процесса психологической поддержки в контексте преодоления психологических барьеров предполагает создание такой теоретической конструкции, которая, воспроизводя структуру психологической поддержки, явилась бы основой специально организованного педагогического процесса, направленного на содействие личности в адаптации и развитии. При этом конструируемая инструментальная модель выступает как идеальная система, структурные компоненты которой воспроизводят некоторые существенные свойства системы – оригинала – реальной психологической поддержки, оказываемой студентам, не способным самостоятельно преодолеть психологические барьеры [5, c. 85].
Разрабатывая модель психологической поддержки студентов, мы опирались на понимание модели как специального искусственно созданного объекта, по своим определенным характеристикам сходного с реальными объектами, подлежащими изучению [7, с. 99].
Анализ научной литературы и данных проведенного экспериментального исследования стал основанием для разработки инструментальной модели психологической поддержки студентов вуза в преодолении психологических барьеров.
Модель строится с учетом социальной ситуации развития в студенческом возрасте, которая характеризуется обострением потребности в высоком уровне саморегуляции, самоорганизации, уверенности в себе, психологической устойчивости, во внутренней гармонизации всех сторон жизни. Кроме того, можно говорить, что организация работы по психологической поддержке студентов может быть осуществлена в рамках учебного процесса, в частности, при преподавании курсов по выбору и дисциплин гуманитарного цикла.