По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 314.48

Содержательный анализ целевых демографических программ как метод предварительной экспертной оценки

Горный Борис Эммануилович кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник Сибирского федерального университета, г. Красноярск

Общепризнано, что программно-целевое управление служит важнейшим инструментом осуществления государственной социальной и экономической политики развития страны и ее регионов. Но, несмотря на то, что программно-целевой метод уже давно используется в практике управления, разработаны как теоретические, так и научно-практические рекомендации по его использованию в различных отраслях экономики, сложившаяся процедура и методология их разработки и реализации не соответствует требованиям программно-целевого планирования, не позволяет оптимально использовать финансовый, ресурсный и организационный потенциал регионов. В статье рассматриваются базовые принципы реализации программно-целевого метода управления основными медико-демографическими компонентами социальных преобразований.

Литература:

1. Жуковский А.И., Васильев С.В., Штрейс Д.С. под общей редакцией Фабричного С.Ю. Разработка, реализация и оценка региональных целевых программ (на основе Канадского опыта). 2006. 175 с.

2. Аганбегян А.Г., Варшавский Ю.В., Жуковский В.Д. О программно-целевом управлении в здравоохранении. «SPERO», 7, 2007. с. 5-26.

3. Райзберг Б.А., Лобко А.Г. Программно-целевое планирование и управление. М., 2002. 428 с.

4. Целевые программы развития регионов: рекомендации по совершенствованию разработки, финансирования и реализации / отв. ред. В. Я. Любовный, И. Ф. Зайцев, А. К. Ушаков [и др.] ; Моск. обществ. науч. фонд, Ин-т макроэкон. исслед. (ГУ ИМЭИ при Минэкономики России). М., 2000. 114 с.

5. Карпова М.В., Невзгодов В.В. Реформирование системы программно-целевого управления в агрокомплексе России и Самарской области // Вестник ОГУ. 2007. 5 с.80-85.

6. Зенчева Н.В. проблемы разработки и реализации региональных целевых программ развития в современной России / Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки 2006. 2. с. 82-86.

7. Шакина Е.А., Шелунцева М.А. Анализ методов оценки целевых программ субъектов РФ / Региональная экономика теория и практика. 2008. 11. с. 46-56.

8. Дубровский Р.Г. Разработка и оценка эффективности региональных целевых антинаркотических программ // Наркоконтроль. 2009. 2. с. 19-24.

9. Мозголин Б.С. Программно-целевое управление региональным развитием: проблемы и перспективы // Известия Томского политехнического университета. 2007. т. 311. 6. с. 51-54.

10. Бажин И.И. Социальная инноватика регионального и муниципального управления: монография. Н. Новгород: Изд-во ВВАГС, 2008. 260 с.

11. Бажин И.И. Управленческие механизмы предотвращения коррупции в органах власти// Государственная служба. 2008. 4. с.23-32.

12. Арсеньева Т., Бажин И. Социальные механизмы деятельности власти // Власть. 2009. 4. с. 31-37.

13. Евланов Л.Г. Теория и практика принятия решений. М.: Экономика, 1984. 176 с.

14. Бестужев-Лада И.В. Социальное прогнозирование. Курс лекций. М.: Педагогическое общество России 2002. 392 с.

15. Долгосрочная целевая программа «Улучшение демографической ситуации в Красноярском крае» на 2010-2012 годы / Постановление Правительства Красноярского края от 20 ноября 2009 г. N 592-п

Целеполагание является ключевым фактором разработки адекватной и эффективной стратегии решения социальных проблем. Четкое формулирование целей — это необходимое условие получения желаемого социально значимого результата управленческой деятельности федеральной, региональной и муниципальной власти [10] и существенное (на 60-70%) сокращение «коррупционного поля» [11, 12].

В то же время, целеполагание — одно из самых слабых мест в практике проектирования и реализации социальных преобразований на всех уровнях исполнительной власти.

Однако предложенные подходы по оценке целевых программ не учитывают такие особенности медико-демографических процессов, как сложность в выборе и оценке проблемных ситуаций на основе научно-обоснованного ранжирования приоритетов, в формировании перечня релевантных целей и индикаторов их достижения, обязательность процедуры научной предпроектной экспертизы.

Была проведена содержательная оценка региональных демографических программ, размещенных после 2007 года (год утверждения концепции демографической политики Российской Федерации) на сайтах административных и/или законодательных органов власти субъектов РФ. Отбор программ производился по ключевым словам «демографическая», «целевая программа», «областная», «краевая» с помощью поисковых систем Yandex.ru, Google.com, Nigma.ru. Всего было (обнаружено) найдено 20 региональных программ. В качестве объекта контент-анализа было отобрано 11 целевых региональных программ в области демографической политики (более 50%):

Демографическое развитие Кировской области на 2008–2010 годы.

Об улучшении демографической ситуации в Краснодарском крае на 2008– 2010 годы.

Улучшение демографической ситуации в Красноярском крае на 2007–2009 годы.

Демографическое развитие Алтайского края на 2008–2015 годы.

Семья и демография Омской области на 2007–2009 годы.

Улучшение демографической ситуации в Тульской области на 2008–2010 годы.

Демографическое развитие Хабаровского края на 2009–2015 годы.

Для Цитирования:
Горный Борис Эммануилович, Содержательный анализ целевых демографических программ как метод предварительной экспертной оценки. Экономист лечебного учреждения. 2015;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: