Целеполагание является ключевым фактором разработки адекватной и эффективной стратегии решения социальных проблем. Четкое формулирование целей — это необходимое условие получения желаемого социально значимого результата управленческой деятельности федеральной, региональной и муниципальной власти [10] и существенное (на 60-70%) сокращение «коррупционного поля» [11, 12].
В то же время, целеполагание — одно из самых слабых мест в практике проектирования и реализации социальных преобразований на всех уровнях исполнительной власти.
Однако предложенные подходы по оценке целевых программ не учитывают такие особенности медико-демографических процессов, как сложность в выборе и оценке проблемных ситуаций на основе научно-обоснованного ранжирования приоритетов, в формировании перечня релевантных целей и индикаторов их достижения, обязательность процедуры научной предпроектной экспертизы.
Была проведена содержательная оценка региональных демографических программ, размещенных после 2007 года (год утверждения концепции демографической политики Российской Федерации) на сайтах административных и/или законодательных органов власти субъектов РФ. Отбор программ производился по ключевым словам «демографическая», «целевая программа», «областная», «краевая» с помощью поисковых систем Yandex.ru, Google.com, Nigma.ru. Всего было (обнаружено) найдено 20 региональных программ. В качестве объекта контент-анализа было отобрано 11 целевых региональных программ в области демографической политики (более 50%):
Демографическое развитие Кировской области на 2008–2010 годы.
Об улучшении демографической ситуации в Краснодарском крае на 2008– 2010 годы.
Улучшение демографической ситуации в Красноярском крае на 2007–2009 годы.
Демографическое развитие Алтайского края на 2008–2015 годы.
Семья и демография Омской области на 2007–2009 годы.
Улучшение демографической ситуации в Тульской области на 2008–2010 годы.
Демографическое развитие Хабаровского края на 2009–2015 годы.