Цель разработки СОП:
• установление единых требований к деятельности медицинского персонала организации в части соблюдения санитарно-противоэпидемического режима;
• предотвращение возникновения внутрибольничных инфекций у медицинского персонала и пациентов, связанных с оказанием медицинской помощи;
• проведение систематического контроля и оценки качества деятельности уборщиков служебных помещений по текущим и генеральным уборкам;
• организация профессионального обучения и инструктажа сотрудников, трудоустраивающихся на вакантные должности.
Ответственность за соблюдение СОП несут:
• старшие медицинские сестры — осуществляют соблюдение санитарно-противоэпидемического режима в подразделениях, качество и кратность проведения текущих и генеральных уборок в помещениях с асептическим режимом работы;
• заведующие хозяйством, сестры-хозяйки — осуществляют соблюдение санитарно-гигиенического состояния служебных помещений, туалетов, коридоров, при своевременном обеспечении медицинского персонала спецодеждой, уборочным инвентарем, моющими и дезинфицирующими средствами; контроль за правильностью сбора и удаления медицинских отходов;
• уборщики служебных помещений под руководством медицинских сестер проводят генеральные и текущие уборки помещений с применением моющих и дезинфицирующих растворов в соответствии с инструкцией.
1. Порядок проведения генеральной уборки
В кабинетах, где имеется стерилизующее оборудование, генеральная уборка проводится не реже 1 раза в неделю с применением дезинфицирующих средств, обладающих широким спектром антимикробного (вирулицидного, бактерицидного, фунгицидного) действия. Выбор режимов дезинфекции проводят по наиболее устойчивым микроорганизмам.
В кабинетах без стерилизующего оборудования генеральная уборка проводится 1 раз в месяц, используя дезинфицирующие средства по режимам, эффективным в отношении вегетативных форм бактерий.
Генеральную уборку проводят в специальной одежде и в средствах индивидуальной защиты (халат, шапочка, маска, резиновые перчатки, фартук и др.). Генеральная уборка подразумевает:
1) утилизацию мусора и медицинских отходов;
2) выключение электроприборов;
3) отодвигание мебели и оборудования от стен;
4) освобождение бактерицидных камер и их обработку в соответствии с инструкцией (инструменты из камер подвергаются в дальнейшем перестерилизации);
5) протирание поверхности оборудования и мебели ветошью, смоченной дезинфицирующим раствором;
6) мытье батарей с помощью щетки-ерша;
7) протирание или орошение дезинфицирующим раствором окон, подоконников, дверей, мебели и оборудования не реже 3 раз в год (также мытье окон не реже 3 раз в год);
8) нанесение на стены дезинфицирующего раствора на высоту не менее двух метров от пола путем орошения или протирания;
9) дезинфекция пола, начиная от дальнего конца комнаты (тщательное вымывание углов, плинтусов) к центральной части комнаты;
10) по окончании времени обеззараживания и после смены спецодежды отмывание всех поверхностей одноразовой чистой ветошью, смоченной водопроводной водой;
11) обеззараживание воздуха помещений («Дезар», ОБН);
12) проветривание 20 минут.
1.1. Порядок обработки бактерицидной камеры:
1) наружные поверхности камеры обрабатывают дезинфицирующим средством в соответствии с инструкцией по его применению;
2) ультрафиолетовую лампу и отражатели протирают тампоном, смоченным 95 ° медицинским спиртом;
3) решетку вынимают из камеры, промывают отдельно средством, разрешенным для предстерилизационной очистки изделий медицинского назначения, затем тщательно отмывают от остатков моющего средства водой и стерилизуют (при невозможности стерилизации обрабатывают вместе с поверхностями камеры);
4) внутренние поверхности бактерицидной камеры, за исключением поверхности и разъемов бактерицидной лампы, тщательно промывают с помощью средств, разрешенных для проведения предстерилизационной очистки изделий медицинского назначения, остатки моющего средства смывают водой;
5) внутренние поверхности бактерицидной камеры двукратно (с выдержкой в течение одного часа после каждой обработки) протирают ветошью, смоченной средством химической стерилизации (6 % перекись водорода);
6) разборную решетку камеры (предназначенную для размещения на ней мединструментов) предварительно стерилизуют в воздушном стерилизаторе и устанавливают на место;
7) крышку бактерицидной камеры закрывают и включают бактерицидную лампу на 30 минут;
8) загрузку проводить в асептических условиях, используя стерильную спецодежду и резиновые перчатки;
9) стерильные инструменты раскладывать стерильным пинцетом в один слой, продвигаясь от задней стенки камеры к передней. Время загрузки не должно превышать 10 мин;
10) после загрузки материала бактерицидную камеру не открывать в течение 25 минут;
11) в процессе работы при продолжительности извлечения материала не более 5 секунд бактерицидную камеру в последующем не открывать в течение 3 минут; при продолжительности извлечения материала более 5 секунд, но не более 10 минут — не открывать в последующем 25 минут;
12) стерильные инструменты допускается хранить в камере с включенной ультрафиолетовой лампой в течение 7 суток. По истечении этого промежутка времени или при нахождении в открытом виде более 10 минут бактерицидная камера должна быть обработана в соответствии с данной инструкцией.
1.2. Порядок заполнения журналов генеральных уборок, по контролю качества ПСО (ф. 366/у), стерилизации ИМН (ф. 257/у), работы бактерицидных облучателей
Генеральная уборка служебных помещений, коридоров и санитарных узлов проводится по графику, утвержденному главным врачом, не реже 1 раза в месяц с обработкой стен, полов, оборудования, инвентаря, светильников.
Генеральная уборка в помещениях с асептическим режимом проводится не реже 1 раза в неделю. Вне графика генеральную уборку проводят в случае получения неудовлетворительных результатов микробной обсемененности внешней среды и по эпидемиологическим показаниям.
Генеральная уборка регистрируется в журнале генеральных уборок.
В журнале по учету времени работы ультрафиолетовой лампы в бактерицидном шкафу в день генеральной уборки отмечается время отключения шкафа (12:00), время включения (14:30). Заполнение шкафа возможно не ранее чем через 30 минут после включения.
При проведении генеральных уборок из бактерицидного шкафа выгружается весь инструмент медицинского назначения, который в дальнейшем подвергается перестерилизации. В журналах ф. 257/у инструмент регистрируется в полном объеме, в том числе использованный во время работы первой смены с указанием времени его стерилизации (с 13:00 до 14:00).
Инструментарий, использованный при проведении манипуляций, подвергается всем трем этапам обработки; результаты контроля качества очистки ИМН от крови и моющих средств с помощью азопирамовой пробы и фенолфталеиновой пробы (при ph > 8,5) заносятся в журнал ф. 366/у.
Кварцевание помещений проводится по окончании обеззараживания всех поверхностей (с 14:00 до 15:00), время кварцевания фиксируется в журнале учета работы ультрафиолетовых ламп.
В журналах учета работы ультрафиолетовых ламп для рециркуляторов закрытого типа («Дезар») с круглосуточным режимом кварцевания указывается время его отключения в день генеральной уборки.
2. Порядок проведения текущей уборки
Влажную уборку помещений проводят не менее 2 раз в день (между сменами и после окончания работы) с использованием моющих и дезинфицирующих средств (по режимам дезинфекции при бактериальных инфекциях) способами орошения и (или) протирания.
Влажная уборка проводится до начала приема пациентов с обработкой всех поверхностей дезинфектантом.
Для уборки используются халат, перчатки, маска и шапочка, промаркированный инвентарь, салфетки, емкость с дезинфицирующим раствором.
Дезинфекцию поверхностей предметов, находящихся в зоне лечения (столик для инструментов, кнопки управления, клавиатура, воздушный пистолет, светильник, плевательница, подголовник и подлокотники стоматологического кресла и др.), проводят после каждого пациента. Для этих целей используют дезинфицирующие средства, разрешенные к применению в присутствии пациентов. После проведения текущей уборки медицинский персонал снимает спецодежду, моет руки с мылом и проводит гигиеническую обработку рук.
Текущие уборки в помещениях проводят по режимам, обеспечивающим гибель бактериальной микрофлоры. При дезинфекции объектов, загрязненных кровью и другими биологическими субстратами, представляющими опасность в распространении парентеральных вирусных гепатитов и ВИЧ-инфекции, следует применять дезинфицирующие средства по противовирусному режиму.
3. Требования к дезинфицирующим средствам и уборочному инвентарю
Хранение моющих и дезинфицирующих средств должно осуществляться в таре (упаковке) изготовителя, снабженной этикеткой, на стеллажах, в специально предназначенных местах:
1) необходимо иметь отдельные емкости с рабочими растворами дезинфектантов, используемых для обработки различных объектов;
2) емкости с рабочими растворами должны быть:
• снабжены плотно прилегающими крышками;
• иметь четкие надписи или этикетки с указанием названия средства, его концентрации, назначения, даты изготовления и срока годности;
3) уборочный инвентарь (тележки, мопы, емкости, ветошь, швабры) должен быть:
• для пола и стен раздельным;
• иметь четкую маркировку с указанием вида уборки (текущей или генеральной);
• применяться раздельно для кабинетов, коридоров, санузлов;
• храниться вне рабочих кабинетов.
4) использованный уборочный инвентарь:
• обеззараживается раствором дезинфицирующего средства;
• прополаскивается в воде, сушится;
5) хранение уборочного инвентаря осуществляют в специально выделенном помещении или в шкафу вне помещений рабочих кабинетов (раздельно для текущей и генеральной уборок, отдельно для санузлов).
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Conflict of interest. The author claims no conflict of interest.