По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.2 DOI:10.33920/med-05-2003-14

Содержание стандартной операционной процедуры «Порядок проведения текущих и генеральных уборок в помещениях»

Дашук Светлана Анатольевна главная медицинская сестра, ГБУЗ СО «Тольяттинская стоматологическая поликлиника №3», 445008, г. Тольятти, ул. Лизы Чайкиной, д. 67А, e-mail: sd1964@yandex.ru, http://orcid.org/0000-0003-3535-1559

Настоящая стандартная операционная процедура (СОП) определяет установление единых требований к соблюдению порядка проведения текущих и генеральных уборок в помещениях, введена в практическую деятельность уборщиков служебных помещений Тольяттинской стоматологической поликлиники № 3.

Цель разработки СОП:

• установление единых требований к деятельности медицинского персонала организации в части соблюдения санитарно-противоэпидемического режима;

• предотвращение возникновения внутрибольничных инфекций у медицинского персонала и пациентов, связанных с оказанием медицинской помощи;

• проведение систематического контроля и оценки качества деятельности уборщиков служебных помещений по текущим и генеральным уборкам;

• организация профессионального обучения и инструктажа сотрудников, трудоустраивающихся на вакантные должности.

Ответственность за соблюдение СОП несут:

• старшие медицинские сестры — осуществляют соблюдение санитарно-противоэпидемического режима в подразделениях, качество и кратность проведения текущих и генеральных уборок в помещениях с асептическим режимом работы;

• заведующие хозяйством, сестры-хозяйки — осуществляют соблюдение санитарно-гигиенического состояния служебных помещений, туалетов, коридоров, при своевременном обеспечении медицинского персонала спецодеждой, уборочным инвентарем, моющими и дезинфицирующими средствами; контроль за правильностью сбора и удаления медицинских отходов;

• уборщики служебных помещений под руководством медицинских сестер проводят генеральные и текущие уборки помещений с применением моющих и дезинфицирующих растворов в соответствии с инструкцией.

1. Порядок проведения генеральной уборки

В кабинетах, где имеется стерилизующее оборудование, генеральная уборка проводится не реже 1 раза в неделю с применением дезинфицирующих средств, обладающих широким спектром антимикробного (вирулицидного, бактерицидного, фунгицидного) действия. Выбор режимов дезинфекции проводят по наиболее устойчивым микроорганизмам.

В кабинетах без стерилизующего оборудования генеральная уборка проводится 1 раз в месяц, используя дезинфицирующие средства по режимам, эффективным в отношении вегетативных форм бактерий.

Генеральную уборку проводят в специальной одежде и в средствах индивидуальной защиты (халат, шапочка, маска, резиновые перчатки, фартук и др.). Генеральная уборка подразумевает:

1) утилизацию мусора и медицинских отходов;

2) выключение электроприборов;

3) отодвигание мебели и оборудования от стен;

4) освобождение бактерицидных камер и их обработку в соответствии с инструкцией (инструменты из камер подвергаются в дальнейшем перестерилизации);

5) протирание поверхности оборудования и мебели ветошью, смоченной дезинфицирующим раствором;

6) мытье батарей с помощью щетки-ерша;

7) протирание или орошение дезинфицирующим раствором окон, подоконников, дверей, мебели и оборудования не реже 3 раз в год (также мытье окон не реже 3 раз в год);

8) нанесение на стены дезинфицирующего раствора на высоту не менее двух метров от пола путем орошения или протирания;

9) дезинфекция пола, начиная от дальнего конца комнаты (тщательное вымывание углов, плинтусов) к центральной части комнаты;

10) по окончании времени обеззараживания и после смены спецодежды отмывание всех поверхностей одноразовой чистой ветошью, смоченной водопроводной водой;

11) обеззараживание воздуха помещений («Дезар», ОБН);

12) проветривание 20 минут.

1.1. Порядок обработки бактерицидной камеры:

1) наружные поверхности камеры обрабатывают дезинфицирующим средством в соответствии с инструкцией по его применению;

2) ультрафиолетовую лампу и отражатели протирают тампоном, смоченным 95 ° медицинским спиртом;

3) решетку вынимают из камеры, промывают отдельно средством, разрешенным для предстерилизационной очистки изделий медицинского назначения, затем тщательно отмывают от остатков моющего средства водой и стерилизуют (при невозможности стерилизации обрабатывают вместе с поверхностями камеры);

4) внутренние поверхности бактерицидной камеры, за исключением поверхности и разъемов бактерицидной лампы, тщательно промывают с помощью средств, разрешенных для проведения предстерилизационной очистки изделий медицинского назначения, остатки моющего средства смывают водой;

5) внутренние поверхности бактерицидной камеры двукратно (с выдержкой в течение одного часа после каждой обработки) протирают ветошью, смоченной средством химической стерилизации (6 % перекись водорода);

6) разборную решетку камеры (предназначенную для размещения на ней мединструментов) предварительно стерилизуют в воздушном стерилизаторе и устанавливают на место;

7) крышку бактерицидной камеры закрывают и включают бактерицидную лампу на 30 минут;

8) загрузку проводить в асептических условиях, используя стерильную спецодежду и резиновые перчатки;

9) стерильные инструменты раскладывать стерильным пинцетом в один слой, продвигаясь от задней стенки камеры к передней. Время загрузки не должно превышать 10 мин;

10) после загрузки материала бактерицидную камеру не открывать в течение 25 минут;

11) в процессе работы при продолжительности извлечения материала не более 5 секунд бактерицидную камеру в последующем не открывать в течение 3 минут; при продолжительности извлечения материала более 5 секунд, но не более 10 минут — не открывать в последующем 25 минут;

12) стерильные инструменты допускается хранить в камере с включенной ультрафиолетовой лампой в течение 7 суток. По истечении этого промежутка времени или при нахождении в открытом виде более 10 минут бактерицидная камера должна быть обработана в соответствии с данной инструкцией.

1.2. Порядок заполнения журналов генеральных уборок, по контролю качества ПСО (ф. 366/у), стерилизации ИМН (ф. 257/у), работы бактерицидных облучателей

Генеральная уборка служебных помещений, коридоров и санитарных узлов проводится по графику, утвержденному главным врачом, не реже 1 раза в месяц с обработкой стен, полов, оборудования, инвентаря, светильников.

Генеральная уборка в помещениях с асептическим режимом проводится не реже 1 раза в неделю. Вне графика генеральную уборку проводят в случае получения неудовлетворительных результатов микробной обсемененности внешней среды и по эпидемиологическим показаниям.

Генеральная уборка регистрируется в журнале генеральных уборок.

В журнале по учету времени работы ультрафиолетовой лампы в бактерицидном шкафу в день генеральной уборки отмечается время отключения шкафа (12:00), время включения (14:30). Заполнение шкафа возможно не ранее чем через 30 минут после включения.

При проведении генеральных уборок из бактерицидного шкафа выгружается весь инструмент медицинского назначения, который в дальнейшем подвергается перестерилизации. В журналах ф. 257/у инструмент регистрируется в полном объеме, в том числе использованный во время работы первой смены с указанием времени его стерилизации (с 13:00 до 14:00).

Инструментарий, использованный при проведении манипуляций, подвергается всем трем этапам обработки; результаты контроля качества очистки ИМН от крови и моющих средств с помощью азопирамовой пробы и фенолфталеиновой пробы (при ph > 8,5) заносятся в журнал ф. 366/у.

Кварцевание помещений проводится по окончании обеззараживания всех поверхностей (с 14:00 до 15:00), время кварцевания фиксируется в журнале учета работы ультрафиолетовых ламп.

В журналах учета работы ультрафиолетовых ламп для рециркуляторов закрытого типа («Дезар») с круглосуточным режимом кварцевания указывается время его отключения в день генеральной уборки.

2. Порядок проведения текущей уборки

Влажную уборку помещений проводят не менее 2 раз в день (между сменами и после окончания работы) с использованием моющих и дезинфицирующих средств (по режимам дезинфекции при бактериальных инфекциях) способами орошения и (или) протирания.

Влажная уборка проводится до начала приема пациентов с обработкой всех поверхностей дезинфектантом.

Для уборки используются халат, перчатки, маска и шапочка, промаркированный инвентарь, салфетки, емкость с дезинфицирующим раствором.

Дезинфекцию поверхностей предметов, находящихся в зоне лечения (столик для инструментов, кнопки управления, клавиатура, воздушный пистолет, светильник, плевательница, подголовник и подлокотники стоматологического кресла и др.), проводят после каждого пациента. Для этих целей используют дезинфицирующие средства, разрешенные к применению в присутствии пациентов. После проведения текущей уборки медицинский персонал снимает спецодежду, моет руки с мылом и проводит гигиеническую обработку рук.

Текущие уборки в помещениях проводят по режимам, обеспечивающим гибель бактериальной микрофлоры. При дезинфекции объектов, загрязненных кровью и другими биологическими субстратами, представляющими опасность в распространении парентеральных вирусных гепатитов и ВИЧ-инфекции, следует применять дезинфицирующие средства по противовирусному режиму.

3. Требования к дезинфицирующим средствам и уборочному инвентарю

Хранение моющих и дезинфицирующих средств должно осуществляться в таре (упаковке) изготовителя, снабженной этикеткой, на стеллажах, в специально предназначенных местах:

1) необходимо иметь отдельные емкости с рабочими растворами дезинфектантов, используемых для обработки различных объектов;

2) емкости с рабочими растворами должны быть:

• снабжены плотно прилегающими крышками;

• иметь четкие надписи или этикетки с указанием названия средства, его концентрации, назначения, даты изготовления и срока годности;

3) уборочный инвентарь (тележки, мопы, емкости, ветошь, швабры) должен быть:

• для пола и стен раздельным;

• иметь четкую маркировку с указанием вида уборки (текущей или генеральной);

• применяться раздельно для кабинетов, коридоров, санузлов;

• храниться вне рабочих кабинетов.

4) использованный уборочный инвентарь:

• обеззараживается раствором дезинфицирующего средства;

• прополаскивается в воде, сушится;

5) хранение уборочного инвентаря осуществляют в специально выделенном помещении или в шкафу вне помещений рабочих кабинетов (раздельно для текущей и генеральной уборок, отдельно для санузлов).

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Conflict of interest. The author claims no conflict of interest.

Язык статьи:
Действия с выбранными: