По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 379.8–053.88 DOI:10.33920/pol-01-2312-01

Содержание культурно-досуговой деятельности пожилых людей

Большакова Наталья Леонидовна старший преподаватель, ФГБОУ ВО «Уфимский университет науки и технологий», 450106, г. Уфа, Дуванский б-р, д. 26, кв. 42, +7 927 315 5533, e-mail:BolshakovaNL@mail.ru
Клочкова Мария Анатольевна студент 5 курса, ФГБОУ ВО «Уфимский университет науки и технологий», специальность «Социальная работа», 453102, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, ул. Уфимская, д. 53, +7 917 498 6003, e-mail: mariya_klochkova98@mail.ru

В статье раскрываются сущность, содержание и формы досуга граждан старшего поколения. Определено, что основными потребностями пожилых людей в сфере досуга являются рекреация, релаксация, общение, творчество и познание.

Литература:

1. Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2006: 56.

2. Богачева В.И. Культурно-досуговая деятельность с людьми старшего поколения // Актуальные проблемы активного долголетия и качества жизни пожилых людей: сборник статей по итогам Третьей региональной научно-практической конференции (Калуга, 18–21 декабря 2020 г.). Калуга: ФБГОУ ВПО «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского», 2021: 134–135.

3. Жарков А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: учебник для студентов вузов культуры и искусств. М.: МГУКИ, 2007: 98–104.

4. Русанова В.С. Социально-культурная деятельность: учебное пособие. Изд. 3-е, испр. и доп. Челябинск, 2015: 29.

5. Стрельцов Ю.А. Культурология досуга: учеб. пособие. М.: МГУКИ, 2003: 7.

6. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: учебник для бакалавров. М.: Дашков и К, 2019: 123.

7. Черкасова Г.В. Теория и методика культурно-досуговой деятельности: учебное пособие. URL: https://krasnkolkult.krd. muzkult.ru/media/2021/01/14/1244621574/POSOBIE_KDD_2.pdf (дата обращения: 19.10.2023).

1. Avanesova G.A. Kulturno-dosugovaia deiatelnost: Teoriia i praktika organizatsii [Cultural and leisure activities: Theory and practice of organization]: Textbook for students of higher educational institutions. — M.: Aspect Press, 2006. — P. 56. (In Russ.)

2. Bogacheva V.I. Kulturno-dosugovaia deiatelnost s liudmi starshego pokoleniia [Cultural and leisure activities with elderly people] // Aktualnye problemy aktivnogo dolgoletiia i kachestva zhizni pozhilykh liudei [Current Problems of Active Longevity and Quality of Life of Elderly People]: Collection of articles based on the results of the Third Regional Scientific and Practical Conference (Kaluga, December 18–21, 2020). — Kaluga: FBSEI HPE Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky, 2021. — P. 134–135. (In Russ.)

3. Zharkov A.D. Teoriia i tekhnologiia kulturno-dosugovoi deiatelnosti [Theory and technology of cultural and leisure activities]: Textbook for students of higher educational institutions of culture and arts. — M.: Publishing House MGUKI, 2007. — P. 98–104. (In Russ.)

4. Rusanova V.S. Sotsialno-kulturnaia deiatelnost [Socio-cultural activities]: Textbook. — Ed. 3rd, revised and expanded. — Chelyabinsk, 2015. — P. 29. (In Russ.)

5. Streltsov Iu.A. Kulturologiia dosuga [Culturology of leisure]: Textbook. — M.: MGUKI, 2003. — P. 7. (In Russ.)

6. Kholostova E.I. Sotsialnaia rabota s pozhilymi liudmi [Social work with elderly people]: Textbook for bachelors. — M.: Dashkov and K, 2019. — P. 123. (In Russ.)

7. Cherkasova G.V. Teoriia i metodika kulturno-dosugovoi deiatelnosti [Theory and methodology of cultural and leisure activities]: Textbook. Available at: https://krasnkolkult.krd.muzkult.ru/media/2021/01/14/1244621574/POSOBIE_KDD_2.pdf (accessed: 19.10.2023). (In Russ.)

Наступление пожилого возраста, а это возраст от 60 до 74 лет, является переломным, так как идет перестройка привычного образа жизни с учетом новых потребностей, смены образа жизни, стиля, ресурсов, а также физических возможностей своего организма. Ранее выработанная система ценностей сменяется из активной сферы в пассивную, также сужается круг общения и потребностей, появляется еще больше стремления быть нужным и полезным окружающим себя людям.

Жизненный ритм пожилого человека характеризуется однообразием будничных дней, регулярным повторением событий, что приводит к различным болезням, в том числе и психическим, вызванным стрессом, переживаниями. Поэтому так важно правильно организовать досуг для пожилого человека.

Под досугом подразумевается свободное время от необходимых трудовых действий, а также от домашнего хозяйства, социальных отношений.

Понятие досуга подразумевает собой часть свободного времени, освобожденного от ведения домашних дел, работы, питания, сна, выполнения семейной роли. Досуг как деятельность формируется в зависимости от индивидуальных предпочтений человека и строится на его свободном выборе.

Русанова В. С. досуг определяет как «деятельность, выбираемая личностью в соответствии со своими склонностями, уровнем развития духовных запросов и интересов» [4, с. 29]

Стрельцов Ю.А. под досугом понимает «часть внерабочего времени, остающуюся у человека, за вычетом разного рода непреложных дел, необходимых затрат» [6, с. 7], и определяет функции досуга: общение, просвещение, рекреационнооздоровительная, и функция приобщения к творческой деятельности.

Если мы говорим о досуге, часто встречаем понятие «свободное время», и в ряде случаев их рассматривают как синонимы, что является ошибкой, так как досуг — это составная часть свободного времени, которое, в свою очередь, выступает частью внепроизводственного времени; включающее в себя время на домашний труд, сон, питание, общественную деятельность и на время, затрачиваемое на профессионально-трудовую деятельность.

Для Цитирования:
Большакова Наталья Леонидовна, Клочкова Мария Анатольевна, Содержание культурно-досуговой деятельности пожилых людей. Социальная политика и социальное партнерство. 2023;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: