По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 657.222 DOI:10.33920/med-17-2206-01

События после отчетной даты: как учесть новые внешние и внутренние риски

Домбровская Е.Н. канд. экон. наук, доцент департамента аудита и корпоративной отчетности факультета налогов, аудита и бизнес-анализа, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ», 125993, Москва, Ленинградский просп., д. 49, E-mail: Den242@mail.ru, ORCID: 0000-0002-3298-4337

В статье рассматривается содержание двух федеральных стандартов «События после отчетной даты» — для коммерческих организаций и для организаций государственного сектора. Выявлены схожие методические подходы в вопросах признания, учета и отражения в отчетности событий после отчетной даты. Рассмотрен перечень вопросов, требующих включения в учетную политику организации в части событий после отчетной даты. Показано, что события после отчетной даты являются следствием работы организации в рисковой среде. Это требует выявления и регулярного мониторинга рисков. На основе рассмотрения системы рисков, присущей медицинским организациям, даны рекомендации по раскрытию информации о факторах риска и их последствиях в условиях экономических санкций.

Литература:

1. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

2. Приказ Минфина России от 25.11.1998 № 56н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету “События после отчетной даты” (ПБУ 7/98)».

3. Приказ Минфина России от 30.12.2017 № 275н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов “События после отчетной даты”».

4. Письмо Минфина России от 31.07.2018 № 02-06-07/55005 «О направлении Методических указаний по применению федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора “События после отчетной даты”, утв. приказом Минфина России от 30.12.2017 № 275н».

5. Письмо Минфина России от 10.02.2020 № 02-07-10/8553 «О проведении организациями государственного сектора инвентаризации активов и обязательств в целях составления годовой бюджетной (бухгалтерской) отчетности».

6. Варпаева И.А., Треушников Р.В. Существенность учетной и отчетной информации государственных (муниципальных) учреждений (обзорная статья) // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. — 2017. — № 22. — С. 10–16.

7. Варпаева И.А., Треушников Р.В. События после отчетной даты в бухгалтерской (финансовой) отчетности автономных учреждений (обзорная статья) // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. — 2018. — № 21 (453). — С. 14–23.

8. Домбровская Е.Н. События после отчетной даты: теперь в федеральном стандарте (обзорная статья) // Бухучет в здравоохранении. — 2018. — № 5. — С. 13–18.

9. Домбровская Е.Н. Новые требования к формированию и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности (обзорная статья) // Бухучет в здравоохранении. — 2020. — № 2. — С. 14–23.

10. Домбровская Е.Н. Раскрытие информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности с учетом факторов риска (обзорная статья) // Бухучет в здравоохранении. — 2021. — № 5. — С. 14–24.

11. Прохорова А.А. Качественный анализ факторов риска в сфере здравоохранения России (обзорная статья) // Стратегии бизнеса: анализ, прогноз, управление. — 2017. — № 5 (37). — С. 31–37.

1. Federal Law of 06.12.2011 No. 402-FZ “On Accounting”.

2. Order of the Ministry of Finance of Russia dated 25.11.1998 No. 56n “On Approval of the Regulation on Accounting “Events after the Reporting Date” (RBU 7/98)”.

3. Order of the Ministry of Finance of Russia dated 30.12.2017 No. 275n “On Approval of the Federal Standard for Accounting of State Finances “Events after the Reporting Date”

4. Letter of the Ministry of Finance of Russia dated 31.07.2018 No. 02-06-07/55005 “On Sending Methodological Guidelines on the Application of the Federal Accounting Standard for Public Sector Organizations “Events After the Reporting Date”, utv. By order of the Ministry of Finance of Russia from 30.12.2017 N 275n”.

5. Letter of the Ministry of Finance of Russia dated 10.02.2020 No. 02-07-10/8553 “On conducting an inventory of assets and liabilities by public sector organizations in order to compile annual budget”.

6. Varpaeva I.A., Treushnikov R.V. Materiality of accounting and reporting information of state (municipal) institutions (review article). Accounting in budget and non-profit organizations. 2017; 22: 10–16.

7. Varpaeva I.A., Treushnikov R.V. Events after the reporting date in the accounting (financial) statements of autonomous institutions (review article). Accounting in budget and non-profit organizations. 2018; 21 (453): 14–23.

8. Dombrovskaya E.N. Events after the reporting date: now in the federal standard (review article). Accounting for health care. 2018; 5: 13–18.

9. Dombrovskaya E.N. New requirements for the formation and presentation of accounting (financial) statements (overview article). Accounting for health care. 2020; 2: 14–23.

10. Dombrovskaya E.N. Disclosure of information in accounting (financial) statements taking into account risk factors (overview article). Accounting for health care. 2021; 5: 14–24.

11. Prokhorova A.A. Qualitative analysis of risk factors in the healthcare sector of Russia (review article). Business strategies: analysis, forecasting, management. 2017; 5 (37): 31–37.

В российскую учетную практику понятие «события после отчетной даты» пришло в 1998 году, когда было принято ПБУ 7/98 c одноименным названием. Этот факт имел принципиальное значение для российского бухгалтерского учета, потому что означал поворот от учета как ретроспективы, как констатирующего действия к учету как прогнозу, как оценочному действию, основанному на профессиональном суждении.

Отражение в учете и отчетности событий после отчетной даты (СПОД) стало ответом на вызовы времени, требующие, опираясь на прошлое, смотреть в будущее. Неопределенности и риски внешней и внутренней среды в условиях применения принципа осмотрительности требовали учета уже в тот момент, когда только возникала вероятность ухудшения положения экономического субъекта и получения убытков.

Для коммерческих организаций требование отражения в учете и отчетности событий после отчетной даты было введено с 1999 года, с принятием ПБУ 7/98 «События после отчетной даты».

Для организаций государственного сектора экономики необходимость учета событий после отчетной даты была установлена с 2019 года, когда был введен в действие ФСБУ для организаций госсектора «События после отчетной даты».

Содержание вышеприведенных стандартов коррелирует с содержанием аналогичного международного стандарта финансовой отчетности IAS 10 «События после отчетного периода», что свидетельствует о принципиально важной для всех организаций необходимости отражать СПОД и раскрывать информацию о них в финансовой отчетности. На наш взгляд, это связано с реализацией антирисковой функции менеджмента, ведь СПОД рассматривается именно как событие, усиливающее те или иные риски экономического субъекта.

Практическая значимость затронутых проблем для представителей бухгалтерского сообщества определила актуальность рассматриваемых в статье вопросов.

Цель исследования: изучение современного состояния российской нормативной правовой базы по вопросам учета событий после отчетной даты; систематизация требований к учету событий после отчетной даты в учетной политике экономического субъекта.

Для Цитирования:
Домбровская Е.Н., События после отчетной даты: как учесть новые внешние и внутренние риски. Бухучет в здравоохранении. 2022;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: