В России в улучшении жилищных условий нуждается 23 млн семей — это потенциальные потребители жилья. Но жилье должно быть не только современным, но и доступным — соответственно, из его стоимости нужно убрать строительство инженерных сетей и инфраструктуры, это должны взять на себя ресурсоснабжающие организации и местные власти.
Для того чтобы любые жилищные и градостроительные программы воплощались успешно, необходима современная градостроительная документация, но качество генпланов крайне низкое. 92 % регионов отчиталось, что у них есть генпланы, но на самом деле это формальные бумажки, по которым никто не работает. Участки под жилищное строительство выделяются без генплана, зачастую в чистом поле, без дорог и сетей. При этом качество строительства жилья в муниципалитетах весьма низкое.
За 2016 г. более 3000 строительных компаний обанкротилось. Объемы инвестиций в строительную отрасль резко сократились, а спрос на жилье упал до показателей 2008 г. Существенно снизился госзаказ, а заказчики попрежнему платят, как хотят, заставляя строителей влезать в кредиты.
За 2016 г. введено 80 млн кв. м жилья, при этом 50 % жилья построено гражданами на собственные средства либо зарегистрировано ими в рамках дачной амнистии. Таким образом, можно говорить о реальном вводе многоэтажного жилья, за которое хоть както отвечает государство, в объеме 39,9 млн кв.м. При этом практически все это жилье построено либо на средства дольщиков (80 %), либо на ипотечные кредиты, либо на частные инвестиции — средства бюджетов всех уровней в жилищном строительстве присутствуют либо в господдержке ипотечной ставки, либо в рамках софинансирования федеральных целевых программ.
На 2017 г. в планах Минстроя обеспечить рост строительства жилья и к 2020 г. выйти на показатель 100 млн кв. м в год. В этих цифрах также остается индивидуальное строительство. В 2017 г. ввод жилья будет считаться уже по-другому, в зачет пойдет только то жилье, которое строится бизнесом на продажу, без учета индивидуальных домов и амнистированных дач.