По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Собственные финансовые возможности органов местного самоуправления в России

Игорь Сергеевич Кашеваров кандидат экономических наук, г. Орел

Федеральным законодательством установлен перечень налоговых платежей, которые осуществляют физические и юридические лица в бюджеты органов местного самоуправления разных уровней. Предполагается, что указанного финансирования вполне достаточно для компенсации имеющихся расходов ОМСУ. Однако на практике, как подчеркивают многочисленные исследователи-экономисты, три вида налогов, взимаемых в пользу муниципалитетов, не позволяют грамотно финансировать все расходные статьи бюджета, реализуя сбалансированную экономическую политику.

Литература:

1. Степанов М. В. Современное состояние межбюджетных отношений на муниципальном уровне: проблемы, пути решения. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ sovremennoe-sostoyanie-mezhbyudzhetnyhotnosheniy-na-munitsipalnom-urovneproblemy-puti-resheniya (дата обращения: 01.03.2022).

Для осуществления возложенных на муниципалитеты обязанностей необходимо располагать некоторой финансовой базой. Федеральное законодательство (профильный нормативный правовой акт, регламентирующий аспекты организации местного самоуправления, и Налоговый кодекс РФ) устанавливает, что для обеспечения собственных потребностей органы местного самоуправления получают поступления от оплаты местных налогов и сборов.

Статья 15 НК РФ конкретизирует этот перечень детально. К местным налогам и сборам относят:

• земельный налог;

• налог на имущество физических лиц;

• торговый сбор.

Для понимания сути этих позиций необходимо рассмотреть каждую из представленных категорий отдельно.

Установлено, что представительные органы местного самоуправления, действуя в рамках, заданных федеральным законодателем, определяют размер земельного налога (а также возможные льготы) исключительно самостоятельно. Плательщиками налога являются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения (таковым, например, не считаются земельные участки, которые ранее были изъяты из оборота или ограничены в обороте; земли лесного фонда; земли, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома), на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения. Если земельный участок входит в имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, то налогоплательщиками в данном случае признаются управляющие компании.

Расчет налоговой базы для данного вида налога происходит так:

1. Стоимость каждого участка высчитывается по кадастру ежегодно.

2. Если земельный участок был образован в течение налогового периода, то в этом случае налоговая база определяется как кадастровая стоимость на день внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости.

3. Организации-налогоплательщики определяют налоговую базу самостоятельно на основе сведений ЕГРН о каждом земельном участке, принадлежащем им на основе права собственности или постоянного (бессрочного пользования). Для физлиц налоговая база высчитывается налоговыми органами (при этом есть преференции для отдельных категорий населения, например Героев РФ, Советского Союза, инвалидов и так далее).

Для Цитирования:
Игорь Сергеевич Кашеваров, Собственные финансовые возможности органов местного самоуправления в России. Глава местной администрации. 2022;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: