Впервые опыт создания собственной торговой марки на рынке автомобильных компонентов появился в середине 2000-х. Это произошло, когда игроки рынка поняли, что именитые производители не изготавливают сами абсолютно все продукты из представленного ассортимента. Многие мировые компании используют мощности сторонних производителей, чтобы сделать свою линейку наиболее широкой. Ведь при относительно незначительных объемах разрабатывать ту или иную деталь и инвестировать средства в ее серийное производство неэффективно.
Первые компании запустили программы по созданию собственного бренда более 10 лет назад. Так, еще в 2004 году компания «Шате-М» создает собственный бренд Patron. Спустя год, в 2005-м, «Армтек» открывает бренд Stellox, а в 2016 году с брендом Carberry начинает работать Forum Group.
Сегодня можно с уверенностью сказать, что практически у всех лидеров локального рынка есть свой так называемый private brand. Согласно статистике, представленной в аналитическом исследовании Некоммерческого партнерства дистрибьюторов автомобильных комплектующих «АДАК», в 2017 году совокупный оборот privateбрендов дистрибьюторов составил около 60 млн евро. Безусловно, это небольшая доля для рынка автомобильных запчастей в целом. Однако, учитывая тот факт, что вся продукция собственных брендов направлена на нижний ценовой сегмент и не конкурирует с поставщиками оригинальных запчастей, это по-настоящему впечатляющий результат. Таким образом, на данный момент под ударом находятся бренды, которые исторически занимали данную ценовую нишу (так называемые «упаковщики»).
Дистрибьюторы, продвигая свой собственный бренд, тщательно проанализировали ассортимент, ценовую политику и маркетинг компаний, на чье место они планировали претендовать. Когда у бренда нет ноу-хау, нет уникального предложения, ему крайне сложно отвоевывать свою долю рынка. Поэтому для собственных брендов работа по донесению до покупателя своих конкурентных преимуществ очень сложна и требует определенных вложений материальных и временных ресурсов — организовываются PR-кампании, программы лояльности и иные акции, с помощью которых бренд стремится привлечь к себе внимание.