Гуманитарное образование в сочетании с профессиональной подготовкой специалиста в области музейного и экскурсионного дела, проведение научных исследований в области музеологии и охраны памятников стали краеугольными камнями «здания» кафедры музеологии и культурного наследия, заложенными при ее основании и определившими на долгие годы пути ее развития. В строительстве кафедрального здания большую роль сыграли инициатива и личные усилия кандидата исторических наук, профессора Н.И. Сергеевой (1920–2011), возглавлявшей кафедру музее ведения (первоначальное название нынешней кафедры) с момента ее основания и до 2010 года.
Одновременно весомый вклад в разработку концепции и методики преподавания музееведческих дисциплин, в подготовку специалистов и научных кадров внес доктор культурологии, профессор В.П. Грицкевич (1933–2013). Его научные труды стали своеобразным прорывом в изучении истории музейного дела и легли в основу исторической музеологии. Современным музеологам он известен как автор трехтомного исследования всемирной истории музейного дела, монографии по истории туризма в древности, статей по источниковедению и историографии истории музеев мира, методологии преподавания музееведческих дисциплин. Концептуальные основы истории музеев мира, заложенные в трудах В.П. Грицкевича, находят свое продолжение в исследованиях доцента кафедры И.А. Куклиновой.
Расширяя хронологические рамки изучения европейских музеев и географические рамки исследования неевропейских музеев, она плодотворно развивает идеи своего учителя.
Несомненная заслуга в становлении музеологии как научной и учебной дисциплины принадлежит кандидату педагогических наук, доценту, заслуженному деятелю высшей школы РФ Л.М. Шляхтиной. Впервые в России ею был разработан курс «Теоретические проблемы музееведения», который читается на кафедре с момента ее основания. Особо следует отметить вклад Людмилы Михайловны в создание научно-методической базы преподавания теоретической музеологии, получившей отражение в учебном пособии «Основы музейного дела. Теория и практика», которое выдержало троекратное переиздание.