Проблема соблюдения правил и требований преаналитического этапа всегда была актуальной. Несмотря на стремительное развитие лабораторной медицины на современном этапе, ситуации, связанные с нарушением правил преаналитического этапа, встречаются во всех медицинских организациях любого уровня и любых форм собственности. По данным ВОЗ, более 70 % врачебных решений основаны на результатах лабораторных исследований. При этом в мире ежегодно регистрируется 44–98 тыс. случаев медицинских ошибок [1, 2]. Процедура лабораторного анализа состоит из трех этапов: преаналитического, аналитического и постаналитического (рис. 1).
Анализ регистрируемых ошибок показывает, что около 40 % из них совершаются на преаналитическом этапе при выполнении исследований в плановом порядке и около 60 % происходят на преаналитическом этапе при проведении неотложных исследований. Если аналитический и постаналитический этапы на сегодняшний день автоматизированы и стандартизированы, то значительная часть преаналитического этапа осуществляется за пределами лаборатории, поэтому на него и приходится наибольшее количество ошибок. Автоматизация аналитических процессов может оказаться напрасной, если все этапы лабораторного процесса не работают слаженно, а любая ошибка в каком-либо звене приводит в целом к диагностической ошибке [3, 4].
Как показывает практика, большинство персонала, осуществляющего сбор и транспортировку биоматериала на исследования, не всегда понимает важность этого процесса для получения качественного конечного результата.
К сожалению, большинство врачей-клиницистов до сих пор считают, что они не являются частью диагностического лабораторного процесса и поэтому не оказывают никакого влияния на качество обследования пациентов и качество получаемых в лаборатории результатов. Вместе с тем, если рассматривать диагностический лабораторный процесс, то существует целый комплекс факторов (подготовка пациента к исследованиям, методика взятия проб биоматериала, их правильная и своевременная доставка в лабораторию), которые могут оказывать существенное влияние на качество результатов анализов и целиком находятся в компетенции врачей-клиницистов и среднего медицинского персонала. Только специалисты-клиницисты осуществляют преаналитический процесс, начиная с формулировки задачи, выбора метода исследования и заканчивая взятием исследуемого материала медицинскими сестрами, его хранением и транспортировкой в лабораторию. Неукоснительное соблюдение клиницистами правил проведения преаналитического этапа является одним из самых важных факторов правильного выполнения лабораторных исследований специалистами лабораторной диагностики [5, 6].