Самые ранние изображения собак встречаются в Древнем Египте — в то время бога загробного мира Анубиса представляли с собачьей головой. В древнеегипетских изображениях образ собаки имел сакральный (религиозный) смысл.
В Древней Греции и Древнем Риме собакам в искусстве также уделялось внимание. Изображались пастушьи, охотничьи, сторожевые псы, да и просто домашние питомцы. В искусстве Античности собак рисовали графично, в основном это были сторожевые и гончие псы. Их изображения имели символический характер.
А вот на картинах живописцев Древнего Китая собаки нарисованы более реалистично — внимание уделяется не только внешнему виду и позам, в которых изображены собаки, но также и их характеру.
В Европе периода Средневековья основными в живописи были религиозные сюжеты. Если собак и изображали на картинах, то как бы вскользь, в композиции они не играли никакой роли. Но уже в эпоху Возрождения в живопись возвращаются бытовые сюжеты, в том числе и с участием собак (например, как на картине Антона Ван Дейка «Дети короля Карла I»).
На картинах того периода мы можем увидеть и внушительных бойцовских псов (в основном на портретах королей и принцев), и маленьких комнатных собачек на коленях у знатных дам. Но пока еще собаки выступают лишь как деталь обстановки, их роль на картинах — второстепенная. В пример можно привести картину Питера Брейгеля «Охотники на снегу».
К XVII веку собаки на картинах уже перестали быть только предметом интерьера — художники изображают общение человека и собаки, но главный акцент все равно делают на людях, как, например, на картине Бартоломе Эстебана Мурильо «Мальчик с собакой».
Но уже столетие спустя появляются картины (в основном английских живописцев), где главными героями сюжетов становятся животные. Встречаются даже собачьи портреты (как на картине Филиппа Рейнегла «Портрет необычной музыкальной собаки»).
Но художники того времени на этом не остановились. Они создают картины, на которых собаки уже не просто играют главную роль, а приобретают даже человеческие черты — они испытывают эмоции, имеют каждая свой характер и даже наделены способностью думать. Пример такого произведения — картина Эдвина Ландсира «Спасенная».