По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.436

Снижение токсичности отработавших газов двигателей транспортных средств

В. П. Колесников канд. техн. наук, Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (МГТУ им. Н.Э.Баумана)
В. А. Марков д-р техн. наук, Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (МГТУ им. Н.Э.Баумана)
Е. Ф. Поздняков канд. техн. наук, ЗАО «Форант-Сервис»
О. В. Евсеенков канд. экон. наук, ООО «Центр инжиниринга и трансфера технологий»

Проведен анализ показателей токсичности отработавших газов двигателей различного назначения. Рассмотрены возможности улучшения этих показателей. Представлены конструкции систем и устройств, позволяющих снизить выбросы токсичных компонентов отработавших газов. Предложена конструкция устройства для очистки отработавших газов. Проведены испытания дизельного двигателя с устройством очистки отработавших газов. Показана возможность улучшения показателей токсичности отработавших газов при оснащении дизельного двигателя этим устройством.

Литература:

1. Марков, В. А., Баширов, Р. М., Габитов, И. И. Токсичность отработавших газов дизелей. — Москва : МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2002. — 376 с. — Текст : непосредственный.

2. Нефтяные моторные топлива: экологические аспекты применения / А. А. Александров, И. А. Архаров, В. А. Марков [и др.] ; под ред. А. А. Александрова, В. А. Маркова. — Москва : ООО НИЦ «Инженер», ООО «Онико-М», 2014. — 691 с. — Текст : непосредственный.

3. Машиностроение : энциклопедия. Том IV. Двигатели внутреннего сгорания / Л.В. Грехов, Н.А. Иващенко, В.А. Марков [и др.] ; под ред. А. А. Александрова, Н. А. Иващенко. — Москва : Машиностроение, 2013. — 784 с. — Текст : непосредственный.

4. Двигатели внутреннего сгорания: Устройство и работа поршневых и комбинированных двигателей / В. П. Алексеев, В. Ф. Воронин, Л. В. Грехов [и др.] ; под ред. А. С. Орлина, М. Г. Круглова. — Москва : Машиностроение, 1990. — 288 с. — Текст : непосредственный.

5. Звонов, В. А. Токсичность двигателей внутреннего сгорания. — Москва : Машиностроение, 1981. — 160 с. — Текст : непосредственный.

6. Кульчицкий, А. Р. Токсичность автомобильных и тракторных двигателей. — Владимир : Изд-во Владимирского государственного университета, 2000. — 256 с. — Текст : непосредственный.

7. Горбунов, В. В., Патрахальцев, Н. Н. Токсичность двигателей внутреннего сгорания. — Москва : Изд-во Российского университета дружбы народов, 1998. — 216 с. — Текст : непосредственный.

8. Грехов, Л.В., Иващенко, Н.А., Марков, В.А. Системы топливоподачи и управления дизелей : учебник для вузов. — [Второе издание]. — Москва : Легион-Автодата, 2005. — 344 с. — Текст : непосредственный.

9. Kind, W., Jacob, E., Muller, W. NOx — Verminderung bei Dieselmotoren. — Текст : непосредственный / MTZ. — 2001. — Jg.62. —№1. — S. 70–78.

10. Needham, J. R., Doyle, D. M., Nicol, A. J. The Low NOx Truck Engine. — Текст : непосредственный / SAE Technical Paper Series. — 1991. — №910731. — P. 1–10.

11. Чертков, Я. Б. Моторные топлива. — Новосибирск : Наука, 1987. — 208 с. — Текст : непосредственный.

12. Малов, Р. В. Рабочие процессы и экологические качества ДВС. — Текст : непосредственный / Автомобильная промышленность. — 1992. — №9. — С. 10–15.

13. Зельдович, Я. Б., Садовников, П. Я., Франк-Каменецкий, Д. А. Окисление азота при горении. — Москва-Ленинград : АН СССР, 1947. — 148 с. — Текст : непосредственный.

14. Работа дизелей на нетрадиционных топливах: учебное пособие / В. А. Марков, А. И. Гайворонский, Л. В. Грехов [и др.]. — Москва : Легион-Автодата, 2008. — 464 с. — Текст : непосредственный.

15. Марков, В. А., Козлов, С. И. Топлива и топливоподача многотопливных и газодизельных двигателей. — Москва : Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2000. — 296 с. — Текст : непосредственный.

16. Экологические аспекты применения моторных топлив на транспорте / В. Ф. Кутенев, В. А. Звонов, В. И. Черных и др. // Автомобильные и тракторные двигатели : Межвуз. сб. — Москва : Изд-во ТУ «МАМИ», 1998. — Вып. 14. — С. 150–160. — Текст : непосредственный.

17. Азарова, Ю. В., Кузнецова, Н. Я. Новое об относительной агрессивности углеводородов. — Текст : непосредственный / Автомобильная промышленность. — 1999. — №3. — С. 14–16.

18. Lepperhoff, G., Schommers,J. Einfluss des Schmierols auf die PAN-Emissionen von Verbrennungsmotoren / MTZ. — 1986. — Jg. 47. — №9. — S. 367–371.

19. Williams, R. L., Perez,J. M., Griffing, M. E. A Review of Sampling Condition Effect on Polinuclear Aromatic Hydrocarbons (PNA) from Heavy-Duty Diesel Engines / SAE Technical Paper Series. — 1985. — №852081. — P. 57–75.

20. Ziejewski, M., Goettler, H. J., Gook, L. W. Polycyclic Aromatic Hydrocarbons Emissions from Plant Oil Based Alternative Fuels / SAE Technical Paper Series. — 1991. — № 911765. — P. 1–8.

21. Akasaka, Y., Sakurai, Y. Effects of Fuel Properties on Exhaust Emission from DI Diesel Engine / Transactions of the JSME. Ser. B. — 1997. — Vol. 63. — № 607. — P. 1091–1097.

22. Оценка и контроль выбросов диперсных частиц с отработашими газами дизелей / В. А. Звонов, Г. С. Корнилов, А. В. Козлов [и др.]. — Москва : Прима-Пресс-М, 2005. — 312 с. — Текст : непосредственный.

23. Bischof, V. O. F., Horn, H.-G. Zwei Online-Messkonzepte zur Physikalischen Charakterisierung Ultrafeiner Partikel in Motorabgasen am Beispiel von Dieselemissionen / MTZ. — 1999. — Jg. 60. — №4. — S. 226–232.

24. Wade, W. R., Hunter, C. E., Trinker, F. H. [et al]. Reduction of NOx and Particulate Emissions in the Diesel Combustion Process // Transactions of the ASME: Journal of Engineering for Gas Turbines and Power. — 1987. — Vol. 109. — №4. P. 426–434.

25. Парсаданов, И. В. Повышение качества и конкурентоспособности дизелей на основе комплексного топливно-экологического критерия. — Харьков: Изд-во Харьковского политехнического института, 2003. — 244 с. — Текст : непосредственный.

26. Жегалин, О. И., Патрахальцев, Н. Н., Френкель, А. И. Каталитические нейтрализаторы транспортных дизелей. — Москва : Машиностроение, 1979. — 80 с. — Текст : непосредственный.

27. Болдырев, И. В., Смирнова, Т. Н., Голосман, Е. З. Нейтрализатор ОГ ДВС на базе цементосодержащих катализаторов. — Текст : непосредственный / Двигателестроение. — 1998. — №2. — С. 40–41.

28. Hiemesch, O., Lonkai, G., Schenkermayr, G. Das BMW-Abgasreinigungskonzept fur Dieselmodelle / MTZ. — 1990. — Jg. 51. — №5. — S. 196–200.

29. Lepperhoff, G., Schommers,J. Verhalten von SCR-Katalysatoren im Dieselmotorisehen Abgas / MTZ. — 1988. — Jg. 49. — №1. — S. 17–21.

30. Rich, H., Kiyohide, Y., Kozo, O. Regeneration Performance of a Catalyzed Versus a Non-Catalized Ceramic Membrane Diesel Particulate Trap / SAE Technical Paper Series. — 1991. — №910327. — P. 121–134.

31. Westerholm, R., Alsberg, T., Strandell, M. Chemical Analysis and Biological Testing of Emission from a Heavy Duty Diesel Truck with and without Two Different Particulate Traps / SAE Technical Paper Series. — 1986. — №860014. — P. 73–83.

32. Колесников, В. П., Гейнц, А. А. Устройство для очистки выхлопных газов : патент на полезную модель РФ №123463 : 03.07.2012. — Москва : Роспатент, 2012. — 22 с.

Двигатели внутреннего сгорания применяются практически во всех видах транспортных средств и остаются основным типом мобильных тепловых двигателей благодаря своей автономности, экономичности и надежности. Как основной источник энергии для транспортных средств двигатели внутреннего сгорания (ДВС) являются и основным потребителем топлив, при сгорании которых образуются вредные вещества, выбрасываемые в атмосферу. ДВС играют существенную роль в загрязнении окружающей среды. В крупных городах они являются одним из главных источников токсичных веществ, выбрасываемых в атмосферу с отработавшими газами (ОГ). Так, доля автомобильного транспорта в выбросе вредных веществ составляет в США 60,6%, в Англии — 33,5%, во Франции — 32% [1, 2]. В табл. 1 приведены данные по Российской Федерации на конец ХХ века, характеризующие общее потребление топлива различными видами транспорта, и выбросы вредных веществ с ОГ ДВС. Из данных табл. 1 следует, что наибольший вклад в загрязнение атмосферы ОГ вносят ДВС автомобильного и автотракторного назначения.

В настоящее время отечественный автомобильный парк ежегодно выбрасывает в атмосферу 13–15 млн т оксидов углерода и 1,2–1,5 млн т оксидов азота. При этом до 22% всех выбросов диоксида углерода, около 50% веществ, вызывающих кислотность атмосферы, и 60–90 % смога приходится на эмиссию вредных веществ с ОГ транспортных средств. Особенно тяжелая экологическая обстановка складывается в крупных городах. Например, в Москве годовые суммарные выбросы вредных веществ автотранспортом достигают 1,7 млн т. Данные о загрязнении атмосферы ДВС, работающими на нефтяных топливах — бензине и дизельном топливе, приведены в табл. 2 [1].

Отработавшие газы ДВС, в частности дизелей, представляют собой сложную многокомпонентную смесь газов, паров, капель жидкостей и дисперсных твердых частиц. Всего ОГ ДВС содержат около 280 компонентов, среди которых можно выделить содержащиеся в воздушном заряде азот N2 и кислород O2, продукты полного сгорания топлива (диоксид углерода СO2 и водяной пар H2O), вещества, образующиеся в результате термического синтеза из воздуха при высоких температурах (оксиды азота NОx), продукты неполного сгорания топлива (монооксид углерода CO, углеводороды CHx, дисперсные твердые частицы, основным компонентом которых является сажа), а также оксиды серы, альдегиды, продукты конденсации и полимеризации (табл. 3) [1, 3–6]. Кроме продуктов сгорания топлива ОГ содержат продукты сгорания смазочного масла и вещества, образующиеся из присадок к топливу и маслу. В незначительных количествах (1–2 %) ОГ содержат водород H2 и инертные газы — аргон Ar и др.

Для Цитирования:
В. П. Колесников, В. А. Марков, Е. Ф. Поздняков, О. В. Евсеенков, Снижение токсичности отработавших газов двигателей транспортных средств. Автотранспорт: эксплуатация-обслуживание-ремонт. 2019;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: