Автомобильный парк является одним из основных источников загрязнения окружающей среды, особенно в крупных городах, где его доля в суммарном загрязнении воздушного бассейна может превышать 90%. Контроль за сокращением объемов вредных выбросов предусматривает переход на мировые экологические стандарты, примером которых могут служить существующие в ЕС Европейские экологические стандарты (нормы «Евро»), регламентирующие содержание в ОГ углеводородов, оксидов азота, угарного газа и твердых частиц (ТЧ). Наибольшей токсичностью в ОГ дизелей обладают частицы сажи и оксиды азота.
Требования к предельному содержанию ТЧ в ОГ постоянно ужесточаются по мере введения новых стандартов (рис. 1).
Введение стандарта «Евро-5» предусматривает снижение на 80% выбросов ТЧ. Указанный стандарт также вводит единый норматив выбросов ТЧ для всех видов автомобильного транспорта, который составляет 5 мг/км (кроме большегрузных автомобилей и автобусов, для которых норматив до введения «Евро-6» составляет 2 мг/кВт∙ч). Нормы стандарта «Евро-6» предусматривают существенное уменьшение выброса оксидов азота и ТЧ большегрузными автомобилями и автобусами. По сравнению с «Евро-5» уровень выброса ТЧ должен уменьшиться в два раза.
В России введение нормы «Евро-6» в ближайшее время не планируется, поскольку относительно недавно прошло внедрение стандарта «Евро-5», который номинально введен в нашей стране с 1 января 2014 г. Фактически переход для грузовых автомобилей и автобусов на этот стандарт осуществлен только с 1 января 2015 г., с момента официального вступления в силу регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». С 1 января 2016 г. нормы «Евро-5» стали обязательными на территории Российской Федерации для всей новой автотехники отечественного и импортного производства без исключения [1].
Нормы дымности ОГ дизелей тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин приведены в ГОСТ 17.2.2.02-98 [2]. В соответствии с требованиями стандарта значения дымности на установившихся режимах вновь изготовленных и капитально отремонтированных на ремонтных заводах дизелей, тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин не должны быть более норм, приведенных в таблице.