По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Смыслы и символы в творчестве Хамзы Шарипова

Нигматуллина Ю.Г. литературовед, профессор Казанского университета, руководитель научного направления «Системно-комплексное изучение литературы и искусства»

Творчество Хамзы Шарипова относится к модернистскому направлению в современном татарском искусстве, которое получило название «татарский авангард». Глубоко самобытное, национальное, прочно базирующееся на народных художественных традициях (вышивка, узорное ткачество, искусство намазлыка), оно связано и с восточным китайско-японским искусством, и западноевропейским модернизмом начала ХХ века.

Характерной особенностью картин художника является их философское содержание, выраженное в лаконичной форме, с опорой на символику древних архетипических образов и на традиции искусства народного примитива.

Идея единства мира, единства противоположностей, инь-ян, идея связи времен раскрывается у Хамзы Шарипова на основе пантеистического мировосприятия. Работа «Земля и Небо», 1998г., выражает смысл многих его произведений. Горы на этой картине напоминает профиль лица лежащего человека, а склонившиеся над ним облака тоже обрисовывают контуры человеческого лица с раскрытыми, для поцелуя, губами. Этот же мотив на картине «Дорога в Анталию», 1999 г. (Голубая гора обращена лицом к небу). На картинах Х. Шарипова можно увидеть гору в виде кошки, дерево — в виде человеческой руки (ветки деревьев уподоблены, по мусульманской традиции, «рукам верующих»), разрисованные как татарское полотенце, зимние дороги, песню в виде марева над деревней. Эта картина под названием «Песня» экспонировалась в 1995 году в Париже.

Для его стиля характерна крайняя экономия, простота художественных средств, знаковый характер образов. У него свои принципы пластического решения темы: плоскостной фон, ограниченное количество образов, минимум деталей, использование традиционных народных символов, таких как белый волк, полумесяц, минарет, озеро, солнце, лошадь, колесо, цветы («Белый волк», «Сак и Сок», «Воспоминание», «Жертвоприношение» и др.). Фигуры людей на картинах даны условно, схематично. Однако через пластику жестов, Х. Шарипову удается показать некоторые черты национального характера, к примеру в картине «Лунная ночь».

Для Цитирования:
Нигматуллина Ю.Г., Смыслы и символы в творчестве Хамзы Шарипова. Русская галерея-XXI век / Russian gallery. XXI c.. 2023;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: