По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 364 DOI:10.33920/nik-02-2309-05

Смена парадигм в массовой культуре на примере концепций «дева-в-беде» и «дева-воительница»

Подобедова Анастасия Алексеевна ученый-исследователь, преподаватель-исследователь, соискатель, Московский гуманитарный университет, 111395, Российская Федерация, Москва, ул. Юности, 5, E-mail: anastasija-podobedova@rambler.ru, ORCID http://orcid.org/0000-0003-4151-8941

В статье рассматриваются две популярные концепции в современной массовой культуре — «дева-в-беде» и «дева-воительница». Данные концепции являются основными при построении и создании продукта массовой культуры. При этом отмечается больший интерес именно к феномену «дева-воительница», нежели к его противоположности — «дева-в-беде». Автор показывает, что изучение женственности, женского, женщины, её роли и места в современном обществе и его интерпретация в современной популярной и массовой культуре является научным интересом исследователей в литературоведении, культурологии, философии, социологии. В статье приведены примеры продуктов массовой культуры, где использованы данные архетипичные образы, а также кино- и телеадаптации современных женских образов. Показано, каким образом на их интерпретацию влияет общественное мнение, современные тренды, мейнстримные направления, которые, чаще всего, предлагают «иное видение» на обыденные и традиционные вещи. Материалы статьи могут быть полезными в рамках направлений, связанных с философией, историей, культурологией.

Литература:

1. Дунай Иванович и Настасья Королевична. — ПСРЛ. Т.2. Ипатьевская летопись. — М.: 1998.

2. Женщины-богатырши в русских былинах. — [Электронный ресурс]. URL: https://www.culture.ru/materials/253117/zhenshiny-bogatyrshi-v-russkikh-bylinakh. (Дата обращения: 07.08.2023).

3. Илья Муромец и баба Горынинка / Подг. текста, сл. и коммент. А.М. Астаховой. — М., Л., 1958. (Серия Литературные памятники)

4. Роу, К.К. Крик, Массовая культура, и Третья волна феминизма: “Я не моя мать” / К.К. Роу. — М.: РГГУ, 2003.

5. Pearson, C.S. The Hero within; Six Archetypes, We Live By // Art-therapy — 1989. — April.

1. Dunay Ivanovich i Nastas'ya Korolevichna. — PSRL. T.2. Ipat'yevskaya letopis'. — M.: 1998.

2. Zhenshchiny-bogatyrshi v russkikh bylinakh. — [Elektronnyy resurs]. URL: https:// www.culture.ru/materials/253117/zhenshiny-bogatyrshi-v-russkikh-bylinakh. (Data obrashcheniya: 07.08.2023).

3. Il'ya Muromets i baba Goryninka / Podg. teksta, sl. i komment. A.M. Astakhovoy. — M., L., 1958. (Seriya Literaturnyye pamyatniki)

4. Rou, K.K. Krik, Massovaya kul'tura, i Tret'ya volna feminizma: “YA ne moya mat'” / K.K. Rou. — M.: RGGU, 2003.

5. Pearson, C.S. The Hero within; Six Archetypes, We Live By // Art-therapy — 1989. — April.

Современная массовая культура при производстве собственного контента использует разнообразные практики, концепции, категории и архетипы, являющиеся системообразующими в разработке продукта массовой популярной культуры. На современном этапе развития западной массовой культуры заметна тенденция «отхода» от традиционного понимания женского начала, которое в прежние годы являлось основным. Теперь на смену концепциям «традиционной женщины», «женщины в патриархальном обществе», консервативного понимания «женственности» и «женского» приходит совершенно иная концепция, отличная от предыдущего культурного опыта. «Женское» и «женщина» переосмысляется современной массовой культурой; иначе рассматривается положение женщины в обществе, её профессиональные компетенции.

Не последнюю роль в этом процессе играет феминистическая теория, рассматривающая подчинённое положение женщины, постулированное культурной традицией, как «ложное», «ущербное», «загоняющее в рамки». На смену концепции «дева-в-беде» («преследуемая дева») приходит концепция «дева-воительница» («женщина-воин»), сочетающая в себе наряду с чертами женского характера также и мужские черты. В современной массовой культуре представление феномена «девы воительницы» разделяется на несколько направлений, каждое из которых становится новым витком развития образа. Эти трансформации отражаются следующими категориями:

1. дева воительница;

2. ведьма (колдунья);

3. женщина-профессионал (врач, следователь, начальник, политик, и т.д.);

4. женщина-герой, супергероиня;

5. героиня с особенностями развития.

Большинство женских образов в современной массовой культуре разрабатываются по приведённым выше моделям.

Исследовательница Кэтрин Роу Карлин в своей работе «Крик, популярная культура и феминизм третьей волны: “Я не моя мать”» пишет, что в современной массовой культуре сильные (мужественные / непокорные) героини обрели свою популярность именно благодаря влиянию феминистической теории [4]. Они рассматриваются как идеальное представление о женственности в современной традиции, где она равна мужчине (либо превосходит мужчину на его поле), что также отражается в жизнеописании героини подобного типа.

Для Цитирования:
Подобедова Анастасия Алексеевна, Смена парадигм в массовой культуре на примере концепций «дева-в-беде» и «дева-воительница». Ученый совет. 2023;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: