По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Смелость быть самим собой

Н.И. Аникина академик Российской академии художеств, заслуженный деятель искусств Российской Федерации

С «Автопортрета в шляпе» 1976 года смотрит на нас загорелый худощавый парень со сверкающими белками черных глаз, с выразительными губами, похожий одновременно на гогеновских таитян и на художника Головина в костюме испанского гранда. Яркий, очень похожий, очень эстетский портрет. Его автор Николай Боровской был тогда студентом Суриковского института и постигал фундаментальные основы живописи в мастерской знаменитого монументалиста, многолетнего директора Третьяковской галереи Ю.К. Королева. Позади были служба в армии, Крымское художественное училище им. Н.С. Самокиша и короткое пребывание в должности спортивного инструктора.

Николай Иванович Боровской сформировался как художник в 1970-е годы, во времена расцвета «брежневского застоя». Эпоха выдалась крайне благоприятная для искусства — власть не особенно преследовала деятелей культуры, лишь бы в политику не лезли. Творческой свободы хватало, а некоторая несвобода только подстегивала работу воображения. Русская интеллигенция еще славилась демократичностью: любой талантливый молодой человек из любой провинции имел шанс пробиться куда угодно, хоть на вершину мировой славы. Николай Боровской не был потомственным художником и родился в провинции — два основательных повода проявить одаренность и настойчивость. Таланта и воли у молодого человека было предостаточно, а о его характере говорит уже то, что попутно с искусством он успешно занялся боксом, достигнув звания мастера спорта.

Семидесятники, к которым принадлежит Николай Боровской, — последнее чисто советское поколение в русском искусстве. Баловни общества и судьбы, они получили хорошее художественное образование, участвовали в творческих спорах, ездили на творческие дачи, набирались опыта под руководством лидеров новых течений в искусстве и с большим пиететом относились к своим наставникам. Но это нисколько не мешало семидесятникам упорно пробивать свою, никем до них не хоженую тропинку в искусстве. Круг молодых живописцев, в который вошел Николай Боровской еще во время учебы в институте, не тяготел ни к официозу, ни к андеграунду.

Для Цитирования:
Н.И. Аникина, Смелость быть самим собой. Русская галерея-XXI век / Russian gallery. XXI c.. 2021;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: