По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Смазочные материалы для работы в суровых климатических условиях

Марк Дрэйпер ведущий специалист по разработке смазочных материалов, концерн Shell

Для непрерывной работы техники за полярным кругом требуются специальные смазочные материалы, рассчитанные на эксплуатацию в суровом арктическом климате. Поговорим о продуктах, применяемых в самых жестких климатических условиях.

Среди широкого спектра техники, с которой приходится работать в сложнейших климатических условиях, выделим для рассмотрения отдельную большую группу — карьерные экскаваторы. С их помощью ведется добыча сырья в самых отдаленных уголках планеты, где среднегодовая температура не превышает нулевой отметки по Цельсию, а в определенные периоды достигает –35–40 °С. Как правило, экскаваторы работают круглосуточно без единой остановки, что объясняется просто: под нагрузкой техника имеет рабочую температуру, достаточную, чтобы не допустить замерзания гидравлических узлов. Каждый холодный пуск — это риск повреждения насосов и остальных компонентов системы, не предназначенных для прокачивания практически застывшей от экстремально низких температур гидравлической жидкости.

Одним из возможных решений проблемы запуска в условиях низких температур мог бы стать предварительный подогрев гидравлического масла, однако конструкция большинства современных экскаваторов и объем заливаемой жидкости делают это невозможным. Более реальным является использование масел с различными индексами вязкости — для зимы и для лета. Тем не менее, если карьерные экскаваторы работают на существенном удалении от транспортных магистралей, например в отдаленных районах Сибири, поставка 8000 л гидравлического масла представляет собой весьма сложную и затратную задачу.

Перед нами стояла довольно сложная и необычная задача — разработать такое гидравлическое масло, которое позволило бы не только запускать карьерные экскаваторы в арктической зоне при температуре –50 °С, но и беспрерывно эксплуатировать их летом, когда масло в системе может нагреться до +75 °С и даже выше. Нужно было создать такую жидкость, чтобы она выдерживала как внеплановые остановки, ведущие к ее незамедлительному остыванию, так и возможный перегрев в летние месяцы, когда температура окружающей среды поднимается до уровня среднеевропейских климатических значений.

Испытания новой жидкости представляли собой тест на сохранение ее эксплуатационных свойств в максимально широком диапазоне температур. Гидравлическое масло должно было быть достаточно жидким для уверенного, безопасного для техники холодного пуска и достаточно густым для защиты систем от преждевременного износа при высокой нагрузке в жаркое время года. Казалось бы, что эти два условия противоречат друг другу. Однако сегодня столь универсальные гидравлические масла уже не миф, а реальность. Они широко применяются в регионах с холодным климатом при эксплуатации тяжелой внедорожной техники: бульдозеров, одноковшовых экскаваторов и снегоуборочных машин. Там, где работают эти машины, любой неудачный пуск может обернуться крупной поломкой.

Для Цитирования:
Марк Дрэйпер, Смазочные материалы для работы в суровых климатических условиях. Грузовое и пассажирское автохозяйство. 2017;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: