— Владимир Геннадиевич, вас как председателя Союза журналистов России, приглашали к участию в разработке данных законопроектов? Не станут ли эти законы после их принятия поводом для охоты на неугодных журналистов и СМИ?
— К участию в разработке законопроектов меня не приглашали, но я в начале года участвовал в обсуждении данных проектов на заседании комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи, где присутствовали и представители Генпрокуратуры, Роскомнадзора и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций. Хочу сказать, что представители этих ведомств и я как представитель журналистского сообщества высказали критику в адрес представленных текстов законопроектов. Поясню свое мнение и мнение Союза журналистов России.
Да, закон о фейк ньюс (fake news) нам необходим. Несмотря на то что фейк ньюс с легкой руки президента США Дональда Трампа уже стал мемом, это угроза безопасности жизни на нашей планете. Как говорят футурологи, если не остановить сегодня поток фейковых новостей, через несколько лет он может захлестнуть все информационное поле нашей планеты, что приведет к хаосу. Опыт последних лет показывает, что фейковые новости, особенно если их много и они связаны друг с другом, могут подменять реальную картину мира и формировать в головах особую аксиоматику. Из-за чего может произойти война и вообще что угодно. Над тем, как остановить поток ложной информации, ломают головы специалисты во всем мире.
При обсуждении законопроекта об ответственности за распространение в СМИ и Интернете фейковых новостей и информации его разработчики приводили в пример ведущие европейские страны, такие как Германия и Франция, где уже действуют подобные законы с более жесткими наказаниями за фейковые новости и в адрес частных лиц, и в адрес редакций, чем те, что предлагаются в нашем законопроекте. Например, во Франции, если на телеканале прошел недостоверный сюжет, редакция может быть оштрафована на сумму до 50 млн евро.