По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Случилось ли чудо?

Об итогах состоявшегося в 2011 году II открытого конкурса проектов по программе «Музеи Русского Севера» компании «Северсталь», проведенного при организационной поддержке CAF Россия, мы беседуем с его экспертами Владимиром Дукельским и Антоном Лагутиным.

– Конкурс проводился два раза, в 2007 и 2011 годах, сложилось ли уже его собственное лицо? Чем он отличается от других, например, от Потанинского, кроме его географических рамок?

А.Л. Этот конкурс ориентирован на художественные музеи Севера России, его цель – активизировать их деятельность, развивать связи между ними и другими культурными и образовательными институциями, поддерживать новые направления и формы музейной работы. Почему только художественные? Это – выбор устроителей, хотя, конечно, заявки на участие в конкурсе подавали и музеи других профилей – краеведческие, этнографические.

В.Д. Свое лицо у конкурса, безусловно, есть, и определяется оно непоколебимой верой в возможность чуда. Инициаторам конкурса кажется, что Север сегодня, как и во времена Гильфердинга, остается «территорией открытий». Поэтому стоит лишь бросить клич, и из «тьмы лесов и топи блат» явятся необыкновенные сокровища, которые только и ждут своего часа. Увы, нужно время, долгая и кропотливая работа с людьми, тщательное прочесывание местности и тогда только можно будет найти что-то действительно интересное. Нельзя сказать, чтобы это не осознавалось организаторами – отсюда многоступенчатая структура конкурса, рассчитанная на то, что в процессе доработки первоначального замысла авторы заявок приобретут необходимые навыки.

– Первый конкурс компания «Северсталь» завершила в 2008 году, потом был перерыв, связанный с экономическим кризисом. В чем особенность второго конкурса?

А.Л. У конкурса, который проводит компания «Северсталь», остались две проблемы – одна внутренняя, другая внешняя. Внутренняя – это относительно скромный грантовый фонд – всего 2 миллиона, хотя общий фонд первого конкурса составлял 9 миллионов рублей. На 400–500 тысяч рублей сегодня даже в провинции много сделать не так-то просто, но это – повод музеям развивать такое направление проектной работы, как фандрайзинг и искать софинансирование. Внешняя проблема состоит в том, что большинство сотрудников музеев все еще, на мой взгляд, не поняли новой управленческой парадигмы, не освоили проектного механизма деятельности. Большая часть поступивших на конкурс заявок по-прежнему является попыткой получить финансирование не на проект, а на свою основную работу. Например, расстроила заявка Национального музея Республики Коми, который собирался на средства гранта просто сделать выставку, выпустить альбом и свозить ее в другой регион. Ничего инновационного ни в такой концепции, ни в технологиях, конечно, нет. Тем не менее, среди поданных на конкурс заявок (всего их было 22 из 21 города Северо-Запада России, из которых 10 прошли во 2-й тур) хорошие проекты все же были. Их вместе с авторами «доводили до ума» эксперты конкурса.

Для Цитирования:
Е. Медведева, Случилось ли чудо?. Музей. 2012;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: