Дата поступления рукописи в редакцию: 22.09.2025.
Дата принятия рукописи в печать: 23.09.2025.
Глобальный рынок нефти и нефтепродуктов является сложной системой, стабильность которой зависит от многообразия факторов, включая политические, экономические обстоятельства, сезонные изменения, региональные особенности и состояние танкерного флота. Одними из особенностей рынка нефти являются способы ее добычи и доставки конечному потребителю. Основные средства транспортировки — специальные суда — танкеры, обладающие большой вместимостью, и трубопроводы, посредством которых производится наземная транспортировка нефти. Перевозка в железнодорожных цистернах является более дорогостоящей в сравнении с морскими перевозками. При этом морская перевозка менее затратная и позволяет перенаправлять ресурс из зон избытка в зоны дефицита, регулируя спрос и предложение на рынке нефти в мировом масштабе [1].
В таблице 1 представлена авторская классификация стран, являющихся основными участниками мирового рынка нефти.
В совокупности три страны — США, Россия и Саудовская Аравия — добывают более 40% мировой потребности в нефти. Россия занимает уникальное положение на мировом рынке нефти. Уникальное положение России на мировом рынке нефти объясняется несколькими факторами, такими как запасы нефти, транспортная доступность, развитая инфраструктура. На данный момент в России сосредоточено около 13% всех мировых запасов нефти. Основные зоны потребления нефти, такие как Европа и Китай, находятся в транспортной близости от российских месторождений. Наличие развитой сети трубопроводов, морских портов и железнодорожного транспорта позволяет России диверсифицировать рынки для поставки разных видов нефти. Также Россия имеет потенциал для развития нефтегазохимической промышленности. Масштабное развитие этой отрасли увеличивает спрос на нефть и нефтепродукты на внутреннем рынке. Также важно отметить, что Россия занимает первое место в мире по объему трудноизвлекаемой нефти, которая превышает 60% в общем объеме доказанных запасов нефти в стране [2].