По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Рад представить вашему вниманию четвертый номер 2023 г. научно-практического журнала «Безопасность и охрана труда в лесозаготовительном и деревообрабатывающем производствах» Издательского Дома «Панорама».

Поскольку рубрика «Слово редактора» является своего рода введением к каждому выпуску журнала и позволяет делиться с читателями последними новостями редакции, то в первую очередь хочется отметить выездное заседание Совета по вопросам развития лесного комплекса Российской Федерации при Совете Федерации Федерального Собрания России, которое состоялось во Владивостоке 13.07.2023.

Традиционно на данном мероприятии обсуждали широкий спектр проблем лесного комплекса в современный период. Традиционно в нем приняли участие (очно и онлайн) высокопоставленные чиновники, можно с уверенностью сказать, что на организацию и проведение данного мероприятия были потрачены немалые средства.

Нельзя сказать, что перечень обсуждаемых вопросов как-нибудь кардинально поменялся, хотя некоторая специфика лесной отрасли Дальнего Востока нашла на нем свое отражение. Подробная запись данного мероприятия доступна в сети Интернет. На осень назначено следующее заседание данного Совета. Но после ознакомления с материалами остается вопрос: будет ли какой-то реальный выхлоп по результатам данного заседания? А если будет, то насколько оперативно?

Отметим тот факт, что Президент и Правительство РФ регулярно заслушивают отчеты об успехах сельского хозяйства России и столь же регулярно собирают совещания о проблемах лесного комплекса. Почему? Прежде всего, у лесного комплекса РФ нет никакого центрального управления. Есть Министерство сельского хозяйства, и его успехи, благодаря наличию эффективного управления, широко известны.

Различными областями лесного комплекса в той или иной мере занимаются 47 федеральных министерств и ведомств. Это даже не 7, это 47 нянек, со всеми вытекающими последствиями. В результате лесным комплексом всерьез не занимается никто. В.В. Путин по результатам совещаний о проблемах лесного комплекса дает достаточно много поручений, но в значительной мере они уходят «в песок». Вне рамок единого административного органа согласовать что-либо крайне тяжело, начинается «футбол» бумаг из кабинета в кабинет, из министерства в министерство и т. д. Яркий пример: сельскохозяйственное машиностроение удалось восстановить достаточно быстро, поскольку был и есть единый орган управления, а лесное машиностроение уничтожено полностью, и все слова и бумаги о его восстановлении, все поручения ни к чему не привели.

Более того, отсутствие своего управляющего органа приводит к крайне неэффективному расходованию выделяемых на лесной комплекс бюджетных средств, ведь за них конкретно никто не отвечает. Можно поднять данные о том, сколько было потрачено на помощь лесному машиностроению, на проекты Четра, на помощь Онежскому тракторному заводу и т. д. В результате немалые бюджетные деньги «успешно» освоены, а машин Четра, новых «Онежцев» в лесу никто так и не увидел.

Огромные бюджетные средства в рамках национального проекта «Экология» потрачены на лесовосстановление, получились завораживающие отчеты, а на деле? На деле зачастую большие достижения в области лесовосстановления либо откровенные приписки, либо — поскольку после посадки никто уже ими не занимается — они погибают в первые 2–3 года. И значит, снова выброшенные на ветер деньги. Ведь никто за это не отвечает.

Много лет говорят о хроническом кадровом голоде лесного комплекса. Да, это правда, но у этой ситуации есть причина и совершенно логичный выход. Причина — подавляющее большинство бюджетных мест на обучение по специальностям лесного комплекса находится в столичных городах европейской части РФ, а лес? Очевидно, что городская молодежь идет в лесные вузы только для диплома (в подавляющем большинстве случаев), а молодежь из лесной глубинки после учебы в большом городе обычно не имеет никакого желания возвращаться. Тем более что заработные платы и бытовые условия в лесной местности никак к этому не стимулируют. Казалось бы, очевидно: лесу нужно учить там, где он есть, прежде всего это Сибирь и Дальний Восток, чтобы местная молодежь училась эффективно работать с местным лесом. Но вопреки логике бюджетные средства на подготовку кадров лесного комплекса в основном из года в год уходят в столичные вузы. Почему? А всем все равно, ведь нет ответственных, с кого можно спросить за результат расходования государственных средств.

Из вышесказанного очевиден вывод: прежде всего для выхода лесного комплекса из очень долгого штопора необходимо создание федерального Министерства лесного комплекса. Не лесного хозяйства, а именно лесного комплекса, которое могло бы координировать принятие решений по всем вопросам и отвечать за расходование средств.

Известно, что земли лесного фонда занимают более 60 % территории РФ, и получается, что у большей части нашей страны нет хозяина. Подчеркнем, что лесные земли и леса на них — это федеральная собственность, и различные региональные министерства просто не в состоянии оперативно, да и не оперативно тоже, решать проблемы, а продавливать что-то через 47 министерств и ведомств — дело крайне неблагодарное.

Безусловно, штат Министерства лесного комплекса должен быть набран прежде всего из специалистов отрасли, а не из «эффективных» менеджеров.

Редакция журнала по-прежнему с нетерпением ждет новых, актуальных материалов, вопросов, комментариев и будет также признательна за распространение информации о журнале среди коллег. Информация, пожелания и предложения, связанные с тематикой журнала, сообщения, материалы о новых разработках, вопросы будут с благодарностью приняты на электронную почту редакции: biotles@panor.ru.

Язык статьи:
Действия с выбранными: