В условиях нарастающей конкуренции между компаниями в мировом масштабе проблема непрерывного развития компании перед ее руководством встает все жестче. По этой причине основным элементом эффективной конкурентной борьбы компании выступает процесс стратегического планирования, на основе которого разрабатываются и осуществляются стратегические задачи и альтернативы.
Сделки слияний и поглощений (M&A) на международном рынке являются относительно молодым инструментом, служащим для реализации стратегии расширения компании.
В последнее время в связи с возросшей актуальностью и популярностью такого рода сделок все больше внимания уделяется исследованию данного инструмента, основных его проблем и перспектив.
Одним из основных открытий теоретиков в данной отрасли является то, что рынок слияний и поглощений, подобно в целом мировой экономике, имеет свойство циклического развития. Возникновение активности на рынке слияний и поглощений сопровождалось внешними «шоками» мировой экономики, вызванными кризисами, изменениями в законодательной базе, введениями технологических новшеств.
В 2017 г. рынок слияний и поглощений содержал 5 основных трендов, которые определили его активность.
Стремительное замедление в потребительском секторе привело к тому, что данный сектор уступил первое место сектору «строительство», который стал лидером по сделкам слияний и поглощений в 2017 г.
По сравнению с 2016 г. сектор «промышленности» увеличился на 65,7 % .
Слияния и поглощения в потребительском секторе достигли второго по величине показателя после финансового кризиса в результате изменения применяемых технологий и поведения потребителей. Учитывая современные тенденции, компания Amazon потратила 13,7 млрд долларов на приобретение Whole Foods (американская сеть супермаркетов, специализирующаяся на продаже продуктов питания без искусственных консервантов, красителей, усилителей вкуса), что стало еще одним примером того, когда покупать готовую сеть быстрее, проще и, в конечном итоге, более экономично, чем выстраивать новую. Тем самым компания может преодолеть высокие барьеры входа на рынок.