По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Следует использовать весь комплекс прав и инструментов

Иконников Д. А. начальник отдела контроля соблюдения законности при привлечении к административной ответственности, Приволжская оперативная таможня, Приволжское таможенное управление

Представитель Приволжской оперативной таможни обозначает причины, способствующие совершению административных правонарушений таможенными представителями.

Институт таможенного представителя был создан в том числе для обеспечения достоверного таможенного декларирования товаров лицами, не обладающими необходимыми компетенциями для совершения таможенных операций, и снижения количества нарушений таможенного законодательства. Вместе с тем в 2023–2025 гг. таможенными органами Приволжского региона вынесено 386 постановлений о привлечении таможенных представителей к административной ответственности по статье 16.2 и части 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом в 2024 г. в сравнении с 2023 г. рост их количества составил 30 % (29,7 %, со 148 до 192). Учитывая данные обстоятельства, Приволжская оперативная таможня выражает глубокую обеспокоенность в связи с ростом количества административных правонарушений, совершаемых таможенными представителями по статье 16.2 и части 3 статьи 16.1 КоАП России. Однако, учитывая, что количество постановлений таможенных органов региона о привлечении таможенных представителей к административной ответственности по части 3 статьи 16.1 КоАП России (два постановления) не столь значительно, как по статье 16.2 КоАП России, основное внимание хочу сосредоточить на административных правонарушениях, квалифицируемых именно по статье 16.2 КоАП России.

В 2024 г. рост допущенных таможенными представителями административных правонарушений, выразившихся в недекларировании товаров, в сравнении с 2023 г. составил практически 70 % (69,2 %, с 13 до 22). За заявление при таможенном декларировании недостоверных сведений о классификационном коде товаров по ТН ВЭД ЕАЭС, сопряженном с заявлением при описании товаров неполных, недостоверных сведений об их количестве, свойствах и характеристиках, влияющих на их классификацию, повлекшим освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов или занижение их размера (ч. 2 ст. 16.2 КоАП России), таможенные представители в 2024 г. в сравнении с 2023 г. привлекались чаще на 9 % (рост от 77 до 84). Количество административных правонарушений, выразившихся в заявлении при таможенном декларировании иных недостоверных сведений о товарах (ч. 2 ст. 16.2 КоАП России), таких как наименование, описание, страна происхождения, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, в 2024 г. в сравнении с 2023 г. выросло в 15 раз (от 0 до 15). За заявление при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений, которые послужили или могли послужить основанием для несоблюдения установленных запретов и ограничений (ч. 3 ст. 16.2 КоАП России), таможенные представители в 2024 г. привлекались к административной ответственности в 2 раза чаще, чем 2023 г. (рост от 5 до 10), и количество таких административных правонарушений продолжает расти в 2025 г. За представление при таможенном декларировании товаров недействительных документов, которые послужили или могли послужить основанием для несоблюдения установленных запретов и ограничений (ч. 3 ст. 16.2 КоАП России), таможенные представители в 2024 г. привлекались к административной ответственности в 3 раза чаще, чем в 2023 г. (рост от 4 до 12). Количество постановлений, вынесенных в 2024 г. в связи с заявлением при таможенном декларировании недостоверных сведений о таможенной стоимости товаров (ч. 2 ст. 16.2 КоАП России), в сравнении с 2023 г. практически не изменилось (48 и 49 соответственно).

Для Цитирования:
Иконников Д. А., Следует использовать весь комплекс прав и инструментов. Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2025;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: