По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.311.4

Скоростные поезда мира и перспективы развития транспорта

М. А. Шель СП СПО ОТЖТ, г. Омск, e-mail: otgt@mail.ru
А. Н. Королева СП СПО ОТЖТ, г. Омск, e-mail: otgt@mail.ru

Как известно, высокоскоростной наземный транспорт железнодорожный транспорт — это транспорт, обеспечивающий движение скоростных поездов со скоростью свыше 250 км/ч по специализированным путям, либо со скоростью более 200 км/ч по существующим путям. Движение таких поездов осуществляется по специально выделенным железнодорожным путям, называемым высокоскоростной магистралью или на магнитном подвесе. В статье выполнен анализ существующих высокоскоростных поездов мира; будущие скоростные поезда на магнитной подушке.

Современные высокоскоростные поезда развивают скорости до 350–400 км/ч, а на испытательных полигонах она увеличивается до 560–580 км/ч. Благодаря быстроте обслуживания, высокой скорости движения и низкой себестоимости перевозок при большом объеме пассажиропотока они составляют серьезную конкуренцию другим видам транспорта.

В основном высокоскоростные поезда перевозят пассажиров, однако существуют поезда, предназначенные для перевозки грузов, например, во Франции длительное время использовались для перевозки почты и посылок электропоезда TGV.

Начало регулярному движению высокоскоростных поездов было заложено в Японии по проекту Shinkansen в 1964 году. С 1981 года такие поезда появились во Франции, в Западной Европе, в Великобритании, в Китае. Именно в Китае, ставшем в начале ХХI века мировым лидером по развитию сети высокоскоростных линий, началась эксплуатация высокоскоростного поезда Maglev.

У нас, в России, эксплуатация скоростных поездов «Сапсан» началась в конце 2009 года. В настоящее время для национальной системы высокоскоростного движения обсуждается идея строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Казань.

На сегодняшний день делают первые шаги в практике эксплуатации современные высокотехнологические и высокоскоростные поезда, остановимся на некоторых из них.

Frecciarossa 1000 также известный, как ETR 400 или ETR 1000 — это новый, более быстрый, удобный и безопасный поезд. Данный поезд курсирует по всем скоростным маршрутам в Европе, достигая максимальной скорости 400 км/ч благодаря своим шестнадцати мощным двигателям, распределенным по всем вагонам.

Скоростной поезд Fаstесh 360 Shinkansen рассчитан на максимальную скорость 405 км/ч и регулярную крейсерскую скорость 360 км/ч. В сотрудничестве с командой разработчиков Hitachi была разработана передняя область с трехмерным моделированием длиной в пятнадцать метров, которая была реализована для первого испытательного поезда.

Шанхайский поезд на магнитной подвеске или Shanghai Transrapid представляет собой поезд на магнитной подушке, парящий над путями на высоте 10 мм (Maglev) (от англ. magnetic levitation — «магнитная левитация»).

Для Цитирования:
М. А. Шель, А. Н. Королева, Скоростные поезда мира и перспективы развития транспорта. Железнодорожник. 2021;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: