По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Сколько стоит труд художника?

Анастасия Вотинова Instagram: @stasy.vo, linktr.ee/_av

Анастасия Вотинова. Stasy Votinova

На предметы искусства существует огромный разброс цен, так что не только зрители, но и сами художники бывают в замешательстве, как им справедливо оценивать свой труд. Изучив методы, описанные в данной статье, творцы избавятся от головной боли, как выставлять достойные цены, не продешевить, но и сохранить адекватность, и выработают подходящую для себя стратегию, а любители искусства разберутся, на чем основана стоимость картин, и убедятся, что она берется не с потолка, а тех, у кого оттуда, будут отличать. Рассмотрим различные способы формирования цен: от расходников, ресурсный, медианный, личного комфорта, европейский, какие варианты кому больше подходят и на что авторам стоит обратить внимание.

Начнем с самого простого способа, подходящего для новичков, которым еще бывает сложно решиться объявлять стоимость своих работ. И они просто дарят их знакомым или продают, едва покрывая или даже не покрывая расходы. Данный метод отталкивается от себестоимости — нужно подсчитать затраченные материалы и умножить эту сумму на три. Конечно, этот способ подходит далеко не всегда, но в начале творческого пути этот легкий метод придаст уверенности. Также эта формула может оказаться полезной для расчета цен на принты, простых интерьерной живописи и декоративных панно, где идет большой расход материалов, или мастерам хендмейда.

Логичным следующим шагом будет метод подсчета уже всех затрат. При таком ресурсном способе нужно вычислить себестоимость, учитывая уже все расходы: на материалы, рекламу, налоги, упаковку для доставки, комиссию галереи-продавца и, разумеется, оплату часов труда. И хотя этот способ выглядит и справедливым, и рациональным, становятся очевидными его недостатки: для творца — сложность подсчета всех ресурсов, а для покупателя — неясность, ведь цена на каждую картину может очень сильно отличаться в зависимости от затраченного времени на проработку деталей, лессировки, неизвестных ему расходников и т.п. И здесь если художникам масштабным, расписывающим стены, пожалуй, будет легче других, оценив час своей работы, просто сложить затраченное время с материалами и прочими расходами, то с оценкой готовых картин уже возникают трудности, ведь, кроме стоимости холстов и бумаги, остальные расходы, как то: тюбики красок, лаков, тройников и кистей, уже не так очевидны, особенно в случае акварелистов. Однако рассмотреть их, считаю, будет полезно всем, ведь это поможет обдумать и оценить все остальные рабочие нюансы, не связанные непосредственно с созидательной частью труда современного художника.

Поскольку речь у нас идет о творчестве, стоит упомянуть способ «личного комфорта», который для ценителей искусства, вероятно, скорее выглядит как способ «пальцем в небо». Однако каждый автор оценивает свой труд и эмоциональный вклад по-своему, и поэтому, бывает, люди просто назначают цену, за которую им понравилось бы продать. Никаких линеек для измерения оценки другим человеком его душевного вклада (а иногда, бывает, и наглости) не существует, так что будем наблюдать, что решит публика. И рассмотрим следующие методы.

Самый интересный — медианный. Ведь при этом способе нужно просто посмотреть близких вам по стилю художников, сложить их цены на картины такого же формата и разделить на количество авторов. Тут стоит учесть, что эта выборка сможет реально отражать рынок, только если она будет немаленькой. Также стоит рассматривать творцов с аналогичными сюжетами, созданными идентичными материалами. Но я неспроста назвала этот метод медианным, а не средним, потому что здесь важно быть адекватными. При этом способе необходимо проанализировать бэкграунд своих коллег и соизмерять со своим, как то: опыт, участие в выставках, количество отзывов, призы, упоминания в прессе и т.п. Впрочем, последнее, уверена, справедливо при использовании любых способов ценообразования. Помните, что, когда вы будете анализировать цены своих коллег, нужно обращать внимание, чтобы это были не заброшенные, а заполненные и рабочие аккаунты в галереях (и на прочих площадках).

Следующий метод — европейский, на который следует ориентироваться художникам, планирующим выставлять свои картины на международном уровне на западных площадках, тем более что покупателям там будут понятны такие цены. Европейский способ прост и ясен, так как вычисляется математически — сумма длины и ширины картины, умноженная на коэффициент, который зависит от уровня и признания художника. Для начинающих он будет равен 1–3 — например, картина акварелью на листе формата 50×70 см может быть оценена таким образом: (50 + 70) × 1,5 = 180 долларов или евро. У художников среднего уровня с небольшим опытом выставок этот коэффициент будет 3–5 — получается, что, к примеру, картина акрилом на квадратном холсте 50 см будет стоить в районе 300–500 евро. Для достаточно продвинутых творцов, с опытом выставок в престижных галереях и музеях, примерный коэффициенты будут 6–7, а для известных и узнаваемых художников, завоевавших признание публики, с крупными проектами, — 8. При такой формуле расчета могут показаться незамеченными учет затраченного времени на затейливость работы или разница в цене материалов. Конечно же, творцу будет как-то неудовлетворительно, если, скажем, похожие пейзажи одного размера на итальянской бумаге для акварели из 100% хлопка и бюджетной смесовой будут стоить одинаково. Но ведь разницу в дороговизне расходников или сложности исполнения всегда можно заложить, беря для таких картин чуть выше коэффициент или просто прибавив, например, за детальность прорисовки к данной формуле.

Какой бы из предложенных способов или их комбинаций ни предпочел художник, отдельно хочу отметить, что важно выработать ценовую политику. Это значит: нужно, чтобы работы, выполненные в одном стиле, из одной серии или одного размера не имели внезапно непонятных для зрителя сильных отличий в цене. Продажи во многом зависят от того, насколько стоимость соответствует конкретному творчеству. Высокая цена должна быть чем-то подтверждена: крутым портфолио с прослеживающимся индивидуальным почерком, большим опытом, профессионализмом работ, хорошим образованием, активным участием в выставках, широким признанием.

Итак, в то время как для ценителей искусства внесена ясность, из чего складывается стоимость труда художника и каким образом проверить ее на адекватность и соответствие арт-рынку, я надеюсь, сами творцы уже просчитывают удобные для них формулы. И результатом этой статьи станет впоследствии удовлетворение от достойных наград за созданные ими работы.

There is a huge range of prices for art objects, so that not only viewers, but also the artists themselves are confused as to how they should fairly evaluate their work. Having studied the methods described in this article, the creators will get rid of the headache because of the thoughts how to set decent prices, not to sell too cheap, but also to maintain adequacy, and develop a suitable strategy for themselves; and art lovers will figure out what the cost of the paintings is based on, and make sure that it is not pull out of a hat, and will identify those who does it this way. Let's consider various ways of setting prices (based on consumables, resource, median, based on personal comfort, European), and what options are more suitable for every artist, and what the artists should pay attention to.

Let's start with the easiest way, suitable for beginners who still find it difficult to decide to announce the cost of their work. And they simply donate them to the acquaintances or sell them, barely covering or even not covering the costs. This method is based on the cost price — you need to calculate the materials expended and multiply this amount by three. Of course, this method is not always suitable, but at the beginning of the creative path, this easy method will give confidence. Also, this formula can be useful for calculating prices for prints, simple interior painting and decorative panels, where there is a large consumption of materials, or for handmade masters.

The next logical step will be the method of calculating all costs. Using this resource-based method, you need to calculate the cost, taking into account all the costs: for materials, advertising, taxes, packaging for delivery, the gallery-seller's commission and, of course, labour hours. And although this method looks both fair and rational, its drawbacks become obvious: for the creator — the difficulty of calculating all the resources, and for the buyer — ambiguity, because the price for each painting can be very different depending on the time spent on working out the details, glazing, consumables unknown to him or her, etc. And here, if large-scale artists painting the walls, perhaps, will find it easier than others, having estimated the hour of their work, simply add up the time spent with materials and other expenses, then difficulties arise with the assessment of finished paintings, because other expenses in addition to the cost of canvases and paper, such as tubes of paints, varnishes, tees and brushes are no longer so obvious, especially in case of watercolour users. However, I think it will be useful for everyone to consider them, because it will help to think over and evaluate all the other working nuances that are not directly related to the creative part of the work of a modern artist.

Since we are talking about creativity, it is worth mentioning the method of “personal comfort”, which, for connoisseurs of art, probably looks more like a “shot in the dark” method. However, each artist evaluates his work and emotional contribution in his or her own way, and therefore it happens that people simply set a price which they would like to get. There are no rulers for measuring his or her spiritual contribution (and sometimes arrogance) by another person, so we will observe what the public decides. And let’s consider the following methods.

The most interesting is the median one. Indeed, with this method, you just need to look at artists close to you in style, add up their prices for pictures of the same format, and divide by the number of artists. It is worth noting that this selection can really reflect the market only if it is rather big. It is also worth to consider the creators with similar subjects, created with identical materials. But it is not without reason that I called this method the median one, not the average, because it is important to be adequate here. With this method, it is necessary to analyze the background of your colleagues and compare it with yours, such as: experience, participation in exhibitions, the number of reviews, prizes, mentions in the press, etc. However, the latter, I am sure, is true when using any pricing methods. Remember that when you analyze the prices of your colleagues, you need to pay attention that these are not abandoned, but filled and working accounts in galleries (and other areas).

The next method is the European one, which should be guided by artists who plan to exhibit their paintings at the international level at western areas, especially since such prices will be clear to buyers there. The European way is simple and clear, because it is calculated mathematically — we have the sum of the length and width of the painting, multiplied by a coefficient that depends on the level and recognition of the artist. For beginners, it will be equal to 1–3, for example, a watercolour painting on a sheet of 50×70 cm can be estimated as follows: (50 + 70) × 1.5 =180 dollars or euros. For middle-level artists with little experience of exhibitions, this coefficient will be 3–5, and it turns out that, for example, an acrylic painting on a square canvas of 50 cm will cost around 300–500 euros. For fairly advanced creators with experience of exhibitions in prestigious galleries and museums, the approximate coefficients will be 6–7, and for well-known and recognizable artists who have won public recognition with large projects it will be 8. With such a calculation formula, it may seem that the accounting of the time spent on intricacy of work or the difference in the cost of materials are not taken into consideration. Of course, the creator will be somehow unsatisfied if, say, similar landscapes of the same size on Italian watercolour paper made of 100% cotton and a budget blend will cost the same. But after all, the difference in the high cost of consumables or the complexity of execution can always be covered by taking a slightly higher coefficient for such pictures, or simply adding, for example, the level of detail to this formula.

Whichever of the proposed methods or their combination the artist prefers, I would like to note that it is important to develop a pricing policy. This means that it is necessary that works made in the same style, from the same series, or of the same size, do not have strong differences in price that are suddenly incomprehensible to the viewer. Sales largely depend on how much the cost corresponds to a particular piece of art. The high price must be confi rmed by something: a cool portfolio with a traceable individual style, great experience, professionalism of work, good education, active participation in exhibitions, wide recognition.

So, while for connoisseurs of art it has been clarified what the cost of an artist's labour consists of, and how to check it for adequacy and compliance with the art market, I hope the creators themselves are already calculating formulas that are convenient for them. And the result of this article will subsequently be satisfaction from worthy awards for the work they have created.

Язык статьи:
Действия с выбранными: