Директор по развитию городской среды «ДОМ.РФ» Антон Финогенов рассказал в интервью «РБК-Недвижимости» об идеальном регионе для ренессанса градостроительства, о требованиях людей к благоустройству и о том, как сделать работу программы КРТ максимально эффективной.
— Вы впервые разработали огромный проект: мастер-план целой республики — Чечни. Расска жите, что это за проект, в чем его сложность, как вы работали.
— Чем больше объект планирования, тем больше требуется управленческих усилий и тем сильнее должны быть административные вертикали. Проект в Чечне по масштабам можно сравнить с советскими схемами планирования — в обоих случаях пришлось объединять для работы сразу несколько направлений, не только градостроительное и экономическое, но и, например, вопросы демографии, экоустойчивости и мелиорации.
Исторически сложилось, что работа в Чечне связана с глобальными изменениями в сжатые сроки. Вспомним хотя бы восстановление Грозного и других городов, где одновременно строились дороги, здания, объекты инфраструктуры, шли подключения к газу. В результате республика во многом опередила соседние регионы: лидирует в рейтингах благоустройства, инфраструктурного обеспечения. И сейчас Чечня готова к следующему шагу в своем развитии, именно поэтому она стала пилотным проектом разработки мастер-плана для целой республики.
Еще одна причина — необходимость удержать и подготовить растущее население: в Чечне самая высокая рождаемость в стране, но при этом дефицит квалифицированных рабочих мест. Очевидно, что в регионе требуется создавать места приложения труда, чтобы люди не уезжали на работу в мегаполисы и сохраняли свою идентичность и культуру. Следствием этого станет в том числе повышение пополняемости налоговой базы.
— Какие сферы можно задействовать, чтобы добиться этих целей?
— Мы предлагаем решения в образовании и сельском хозяйстве — это запуск крупных проектов, связанных, например, с орошением. Такие меры помогут полностью восстановить систему, работавшую в советское время, добавив современные сельскохозяйственные технологии, и обеспечить рабочими местами сельское население. Важной частью является развитие кампусов профтехобразования в сельском хозяйстве. Это уже давно не та отрасль, к которой все привыкли. Кроме того, нужно развивать логистические мощности, полностью восстановив железнодорожное сообщение. Дополняет этот отраслевой пазл сфера маркетинга, без которой не построить конкурентоспособные локальные бренды продукции. Возможностей очень много, Чечню можно назвать самым удачным регионом для ренессанса экономического и градостроительного планирования и демонстрации результатов уже на горизонте трех-четырех лет.