Взрывы конденсированных взрывчатых веществ (КВВ) могут произойти как в самом транспортом средстве, так и вне его. Как правило, взрывы КВВ на пассажирском транспорте возможны в случае совершения террористических актов и ограничиваются количеством КВВ до нескольких десятков килограммов в тротиловом эквиваленте. Кроме того, не следует исключать возможность воздействия на пассажирское транспортное средство взрывов КВВ при их транспортировке на другом виде транспорта, в первую очередь по железной дороге.
Основными поражающими факторами при взрыве являются воздушная ударная волна, осколочные поля, метательное воздействие окружающих предметов, термический фактор (высокая температура и пламя), воздействие токсичных продуктов взрыва и горения, психогенный фактор.
Взрывная травма возникает при поражающем воздействии взрыва на людей в замкнутом пространстве и характеризуется открытыми и закрытыми ранениями, травмами, контузией, кровоизлияниями, в том числе во внутренние органы человека, разрывами барабанных перепонок, переломами костей, ожогами кожи и дыхательных путей, удушьем или отравлением, посттравматическим стрессовым расстройством.
При оценке возможности определения населением факта взрыва в поезде уместно говорить о случаях взрывов КВВ в соседних вагонах, или, в случае взрыва незначительного (не более 50 г в тротиловом эквиваленте) количества КВВ, в удаленных местах вагона (в соседних купе, туалетной комнате, тамбуре).
Взрыв КВВ сопровождается ударной волной в упругих средах, в том числе воздушной (ВУВ). При этом пассажиры соседних вагонов могут услышать громкий хлопок, почувствовать сотрясение корпуса вагона. С учетом того, что взрывы, как правило, сопровождаются последующими возгораниями (пожарами), определить факт негативного события можно по появлению задымления, открытого огня, запаху продуктов горения.
Характерной особенностью взрыва КВВ с точки зрения оценки возникновения и последствий данного события является его внезапность и практически одномоментное создание всей негативной обстановки (без учета последующих пожаров и токсического воздействия продуктов горения, а также увеличения количества летальных исходов в случае неоказания своевременной медицинской помощи). Кроме этого, первые минуты ЧС осложняются, с одной стороны, паникой среди легкопострадавших и непострадавших пассажиров, с другой стороны, замешательством в принятии экстренных мер в начальный период ЧС по локализации последствий взрыва и оказанию помощи пострадавшим.